Тaк нaзывaeмaя бюджeтнaя aвиaкoмпaния «Пoбeдa» прeкрaтилa с 15 нoября oнлaйн-прoдaжу плaтнoй ручнoй клади. Кроме того, вопреки Федеральным авиационным правилам (ФАП), «Победа» отказалась с 21 ноября бесплатно перевозить портфели, дамские и компьютерные сумки, верхнюю одежду, трости, портпледы и прочие безусловно бесплатные по российскому законодательству вещи, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Отказ следовать букве закона «Победа» попыталась объяснить в ходе специально созванной пресс-конференции, на которую руководство компании, опасаясь острых вопросов, запретило пропускать журналистов Travel.ru. Объяснить все равно получилось плохо — никаких внятных и разумных обоснований нарушению ФАП авиакомпания привести не смогла.
Перевозчик прямо признал несоответствие своих новых правил требованиям российского законодательства, попытавшись оправдать это нарушение… перепиской с иностранной компанией. По версии «Победы», когда она обратилась к производителю самолетов Boeing с запросом о том, каковы должны быть размеры ручной клади, чтобы 189 таких предметов (189 — пассажировместимость самолета Boeing 737-800) уместились на багажных полках, то получила ответ, содержавший габариты в 36х30х27 сантиметров.
Опираясь на этот ответ, «Победа» отказалась принимать к бесплатной перевозке предусмотренные ФАП безусловно бесплатные предметы (портфели, дамские сумки, верхнюю одежду, портпледы, трости и прочее), если они вместе с остальной ручной кладью не помещаются в габариты 36х30х27 сантиметров. При этом «Победа» полностью игнорировала наличие в самолете другого, помимо багажных полок, вместительного пространства для размещения этих предметов — места под креслами. Последнее как раз считается наиболее безопасным в самолете, так как размещенные там предметы не могут в случае аварийной ситуации куда-либо упасть или сдвинуться.
По этому поводу «Победа» сделала еще одно беспрецедентно абсурдное заявление. «Размещение ручной клади под креслами не обеспечивает безопасность, так как кресла у нас не откидываются. Кресла у всех разные, но у «Победы» нельзя класть ручную кладь под кресло, так как там место только для ног», — заявил гендиректор компании Андрей Калмыков на вышеупомянутой пресс-конференции. Поразительно, но инструкции по безопасности, приклеенные к спинкам кресел в самолетах «Победы», рекомендуют размещать ручную кладь… под сиденьем впередистоящего кресла, как и во всех прочих авиакомпаниях мира.
Более того, если поверить во всё то, что сейчас утверждает «Победа», то получится, что все предыдущие годы ее существования она нарушала все те мифические «нормы безопасности», которые теперь приводит как оправдание урезанию ручной клади до смехотворных размеров и отказу соблюдать ФАП. Каким образом все остальные компании, эксплуатирующие Boeing 737 (а в мире их сотни, включая многие бюджетные), безопасно летают с куда более щедрой нормой ручной клади плюс личными предметами пассажиров, включая портфели и дамские сумки, «Победа», разумеется, объяснять не стала.
Пассажирам, намеренным пользоваться услугами «Победы», следует иметь в виду, что с 21 ноября она, вероятно, будет пытаться отказать в провозе портфелей, дамских сумок, верхней одежды, портпледов, тростей и других законодательно гарантированных безусловно бесплатных предметов, если они вместе с прочей ручной кладью не умещаются в пресловутые 36х30х27 сантиметров. Очевидно, что львиная доля портфелей, а также все портпледы, трости, часть верхней одежды туда по определению не поместятся, тем более вместе с остальной ручной кладью.
«Если у вас лишняя ручная кладь, то вариантов действий три: сдать ее в багаж, запросить у сотрудника платный провоз, если для этого есть места, либо выбросить ее. Конечно, можно еще и просто отказаться от полета», — заявил Андрей Калмыков. — «Костюм в портпледе? Если он помещается в калибратор, конечно же его можно перевозить. Другое дело, а нужен ли вам мятый костюм? Мы обязаны перевозить костюм в портпледе, но у нас в воздушных судах нет гардеробов, поэтому — люди летающие с портпледами и костюмами, не рекомендуем летать с портпледами и костюмами рейсами «Победы». Покупки из Duty Free – то же самое, только если влезет в калибратор вместе с остальной ручной кладью».
Оформить упомянутый гендиректором платный провоз ручной клади с 15 ноября можно только в аэропорту за 2000 рублей (плюс возможный агентский сбор). Ранее это можно было сделать онлайн за 1529 рублей. При этом формально перевозка теперь даже не гарантирована — «Победа» имеет право (которым вряд ли воспользуется) отказать в перевозке платной ручной клади. Провоз 10 килограммов сдаваемого багажа по-прежнему стоит 509 рублей онлайн (499 плюс 2% платежный сбор) или 1000 рублей (плюс возможный сбор) в аэропорту. 20 килограммов сдаваемого багажа обойдутся в 1529 и 3000 рублей соответственно.
В любом случае всем пассажирам «Победы», желающим воспользоваться своим правом на провоз гарантированных законодательством безусловно бесплатных предметов, следует иметь в кармане копию Федеральных авиационных правил (ФАП-82) при любом полете этой компанией. Тем, кто готов летать «Победой», нужно быть готовым и к долгим дебатам с ее представителями о несоответствии её правил ФАП — как на стойке регистрации, так и у выхода на посадку, и возможно, к судебным разбирательствам с перевозчиком по итогам каждого полета — в случае, если представители «Победы» в нарушение закона откажутся пропускать пассажира на борт без оплаты провоза портфелей, дамских сумочек и тому подобного.
Напомним, что пассажирам, намеренным воспользоваться услугами «Победы», следует иметь в виду и ряд других особенностей этой авиакомпании, проявлять крайнюю осторожность и внимательность и быть готовыми к различным сложностям и неожиданностям как при бронировании билета, так и во время самого перелета. Питание на борту отсутствует независимо от продолжительности рейса, а попытки взять свою еду в отдельном пакете приведут к взиманию сбора в 2000 рублей как за платную ручную кладь. При покупке на сайте «Победы» в билет по минимальному тарифу «Стандарт» компания по умолчанию включает платную страховку, для избавления от которой нужно самостоятельно снимать отметку с соответствующего пункта внизу страницы выбора дополнительных услуг. Кроме того, теперь по умолчанию стал включаться и платный выбор мест для пассажиров, летящих не в одиночку.
Есть проблемы и при сдаче или смене билета в случае сбоев в полетах или изменений расписания — телефон бесплатного call-центра для вынужденных изменений и возвратов «Победой» скрывается. С посадкой на рейс тоже бывают проблемы — «Победа» может загнать пассажиров в перронный автобус еще до появления самого самолета в аэропорту. Выбор места платный, а для стимулирования покупки этой услуги «Победа» может умышленно рассаживать летящих вместе пассажиров в противоположные концы салона и запрещает пересаживаться на иное место. В минувшем году это привело к громкому скандалу: «Победа» сдала в полицию семью с младенцем за попытку родителей воссоединиться в самолете — после того, как сама авиакомпания умышленно рассадила их в разные ряды в стремлении заработать лишние 149 рублей с каждого из пассажиров за смену места.