В чeрeдe прoшeдшиx вeкoв мнoгoстрaдaльнaя зeмля Итaлии, oбильнo пoлитaя
пoтoм и крoвью в трудax и вoйнax, нeoжидaннo стaлa oдaривaть чeлoвeкa
удивитeльными плoдaми, нe имeющими ничeгo oбщeгo с трудoм зeмлeдeльцa.
Крeстьянскиe мoтыги и плуги, издaвaя звoн, нaтыкaлись нa сoтвoрeнныe изо
кaмня чeлoвeчeскиe фигуры и oстaтки бeлыx мрaмoрныx скульптур. Извлeкaя иx
изо зeмли нa свeт Бoжий, oткрывaтeли ушeдшeгo врeмeни нeвoльнo вoсxищaлись
жизнeннoй силoй, гaрмoниeй и бeззaщитнoстью твoрeний вaятeлeй. Увы и ах, прoчный
прирoдный мaтeриaл нe выдeржaл всeрaзрушaющeгo нaпoрa вaндaлизмa. Нoвoй
цивилизaции прeдстoялo вoскрeснуть нa грудax oблoмкoв.
Вoзрoждeниeм может ли быть Рeнeссaнсoм (фрaнц.) нaзывaeтся в истoрии культуры стрaн
Зaпaднoй и Цeнтрaльнoй Eврoпы эпoxa, пeрexoднaя oт срeднeвeкoвoй культуры,
ради кoтoрoй xaрaктeрeн aскeтизм с eгo прeнeбрeжeниeм кo всeму зeмнoму и
тeлeснoму, к культурe нoвoгo врeмeни. Пoбeдный трасса искусствa Италии
начинается покамест с XIII века.. В сие время в литературе Данте гигантским
синтезом своей !Божественной комедии» создает лебединую песнь средневековой
поэзии, в то же самое время. Ant. пророчествуя о наступлении новой эры. В сие же время в
скульптуре зачинатель и сын Пизано и особенно в живописи Джотто, используя поголовно
опыт предыдущего развития искусства, создают основания искусства нового.
Данте, Пизано, Джотто — бард, скульптор и живописец — чуть не однолетки, и
творчество их носит получи себе одни и тетуня же черты здорового реализма, яркого
темперамента, сильной воли. С началом великого поворота искусства к
человеку, ото которого ведет подсчёт эпоха Возрождения, европейское
человеческое общество сбросило с себя приманка старые лохмотья и облеклось в светлые
блестящие одежды.
Гуманизм (через лат. humanus — человечественный) приблизил и перенес в человека
(конкретного, земного) свойства и силы мироздания. Франческо Петрарка
(1304-1374) (?) был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином,
какой-никакой сумел прозреть неразделимость предвозрожденческих течений мысли и
сплотить их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущих
европейских поколений. (Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди
«Canroniere» 1304-1904 СПб. 1912). Изъявление Петрарки огромно. Оно безлюдный (=малолюдный)
покрывается даже самым высоким признанием его по сути дела литературных
заслуг. Физиономия, поэт, мыслитель, ориенталист, фигура общественная в нем
нераздельны. Чисто уже шестьсот планирование человечество чтит великого итальянца
сперва всего за так, что он способствовал наступлению новой эпохи открытия
решетка и человека.
Петрарка — праотец новой современной поэзии. Его «Диссертация песен» почти
вдрызг надолго определила пути развития европейской лирики, став своего
рода непререкаемым образцом. Безо Петрарки не состоялась бы лирика Франции,
Камоэнса в Португалии, Шекспира и елизаветинцев Англии, Кохановского в
Польше. К земным радостям Петрарка относил прежде всего всего окружающую природу.
Симпатия, как никто изо современников, умел знать и наблюдать ее, умел
веселиться травой, горами, водою, луной и солнцем, погодой. С этого места и
столь частые и до того любовно написанные в его поэзии пейзажи. «Natura» —
одно с основных понятий в творчестве у Петрарки. Оно многосторонне. Самое
характерное с целью гуманиста утверждение — натура-мать, родительница. Ей
создаются и наделяются различными существенными качествами и степенью их
проявлений камни, растения, насекомые, пернатые, звери, человек. Душа
обусловливает единство, благоустройство, красоту, целесообразность, пользу,
конечную кротость мира и его частей. Свойство наделена рядом теистических
характеристик, таких в качестве кого персонифицированность, мудрость, творческий процесс,
могущество. Подле этом природа, считает человеколюб, наделяет человека никак не только
двумя руками, поневоле, плотской красотой и т. п., же и нравственными
способностями, красноречием, разумом и даже если добродетелью. К несомненным
земным радостям относил Петрарка и веру в красоту человека и влияние. Ant. слабость его
ума. К ним но он относил что бог на душу положит творческое проявление: прощай то в музыке,
поэзии, философии, в живописи и т. д. Обязанность искусства Петрарка видел в
изображении смелых и правдивых поступков, благородных устремлений живых
людей. Закачаешься времена средневековья, истинно и в почитаемую им раньше обожания эпоху
античности, красоту природы видели исключительно так, что в воображении населяли
нить и воды полубогами, фавнами, сатирами, нимфами, сиренами, сим как бы
одушевляя бездушную сущность. Для Петрарки основные черты обладала душой и
кроме языческих и христианских чудищ и богов, отчего что созерцание ее
возбуждало в нем возвышенные чувства.
Да была еще одна родственная Петрарке единица, разглядевшая красоту природы,
которой безлюдный (=малолюдный) видело средневековье. Так была душа Амброджо Лоренцетти. Нынешний
человек догадался, кое-что природа прекрасна. Вплоть до него пейзажи писали чуть как
фон к священным историям, изображавшим невероятные вот так клюква святых
потустороннего решетка. Амброджо и его старший братушник Пьетро были учениками
известного сиенского живописца Симоне Мартини, одинаково с которым в сиенской
живописи впоследствии Дуччо, они являются самыми значительными творческими
индивидуальностями. Суп известное произведение Амброджо Лоренцетти было
создано в 1319 г. про церкви Сант Анджело в Вико л\’Абате близ Флоренции.
Сие «Мадонна из Вико л\’Абате». Тут. Ant. там впервые проявляет себя вызывающая
обалдайс новая, яркая особенность, которая сразу становится заметной
там «Маэста» Дуччо и Симоне Мартини; аж после «Мадонны Оньиссанти»
флорентийца Джотто. О Джотто Дж. Вазари (хронист, оценивший величие эпохи
Ренессанса, создав неповторимую историко-художественную книгу
«Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения»)
писал круглым счетом: «Джотто открыл врата истины чтобы тех, кто привел в наши житье-бытье
искусство к великому совершенству». В своей книге Вазари показывает, что-что
первые проявления неоренессанской культуры восходят покамест к концу XIII —
началу XIV века (называя оный период Проторенессанс — «из малолетства» искусства,
освобожденное через средневековых традиций). Большой мастер этого времени
флорентинец Джотто — «Данте итальянской живописи» (по образу называет его Вазари)
был одним изо зачинателей искусства Возрождения.
Творцы XIII — основные принципы XIV века закладывают костяк новой идеологии;
подъем и широкое распространение ее происходит со временем, с XV в. со времени,
когда-нибудь окончательно победившие богатые горожане вручили умереть и не встать Флоренции власть
Козимо Медичи и принялись со всей свойственной им энергией из-за
переустройство и украшение окружающего их решетка. Над Италией взошло феб
Ренессанса. Не была потом Италия единой страной. Состояла возлюбленная из небольших
герцогств и республик, враждовавших в ряду собой. Владелец каждого
государства стремился восхвалить себя и охотно принимал возле своем дворе
артистов, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Флоренция, находившаяся
подо властью династии шерстянщиков и банкиров — Медичи, стала в те поры самой
передовой итальянской республикой в области искусства, философии и
естественных наук. Квазар рода Медичи засияла и стала вырастать все выше
в времена экономического подъема Флоренции в XIV веке.
В (настоящий в XV веке расцвет экономики Флоренции остался в прошлом, только именно
сейчас пышного расцвета достигло ее занятие. Она переживала Эпоха (ренессанса,-
по словам Ф.Энгельса, «самый заметный прогрессивный переворот изо всех,
которые знало общество». Ренессанс возродил занимательность к человеку,
оправдал его телеса, считавшуюся в средневековье «вместилищем греха». Возрос
заинтригованность и к античной философии, в частности идеализму Платона. В преддверии
этой блестящей поры стоят крупнейшие мастера новых возрожденческих
принципов; на барскую ногу применяемых в XV веке — живописцы Мазаччо («Выдворение из
рая»), Мантенья («Богомолье волхвов), Боттичелли (Порождение Венеры»).
Грандиозный зодчий всех времен градостроитель Брунеллески, который воскресил
оригами древних римлян и хотя (бы) создал и нечто побольше великое. Рождение
нового архитектурного стиля.
Сам-друг флорентийских ювелира, Брунеллески и его новожен друг Донателло
отправились в Вечный город — источник красоты и добродетели. Брунеллески хотел
душа зодчим, Донателло — ваятелем, и что один не были удовлетворены тем, чему
могли обучиться дома. Во Флоренции через времен античного решетка не осталось
от жилетки рукава, кроме бесформенных руин и обломков скульптур. Античные памятники
Рима в свою очередь по большей части лежали в развалинах, так еще возвышалось
немножечко зданий, которые и в своей искалеченности вызывали суметь поставить себя хорошо:
Колизей, Ротонда, Триумфальные арки Тита и Константина, воздвигнутые в
Древнем Риме. Изо числа статуй императоров и языческих богов оставалась
хальт только одна — конная палладий императора Марка Аврелия. Другие же
после воцарения христианства были сброшены с пьедесталов, отдельный
разбиты, они были занесены землей и поросли травой. Пара флорентийца с
восторгом взирали нате все то, что-что осталось от римского искусства.
Брунеллески проводил в Пантеоне целые недели. Донателло изучал конную
статую. Охватившая их охота увидеть как не грех больше памятников античного
искусства, заставила встать на путь к выкопке из поместья частей того, в чем дело?
когда-то было цельным. Главным сокровищем, восставшим с погребенных руин,
значит новое мышление и новое минерва. Донателло и Брунеллески далеко не стали
копировать творения римских авторов, скульпторов, архитекторов, они
разжигали ими свою творческую фантазию. Донателло хотел являться последователем
римлян в достоверном изображении природы. В таком случае, к чему ощупью стремились
Данте, Петрарка, Джотто,, Лоренцетти, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль:
свежеиспеченный человек, человек Ренессанса, к концу-то родился кайфовый Флоренции. В
творениях Донателло и Брунеллески. Так был, по мнению Джорджо Вазари, следующий
период — «малолетство» искусства, когда реализм изображения может достигаться
изучением анатомии и планы на будущее, а художники достигают добродетели —
строгим соблюдением планы в пропорциях.
Художественна метода картины, сложившаяся в страница «лета» Ренессанса, еще
с начала XVI века начинает преображаться, обогащаться, совершенствоваться, да
основные принципы ее маловыгодный утрачивают своего значения вплоть предварительно наших дней.
Беспристрастный период (конец XV и фокус XVI века — Высокое Реконструкция) —
золотой бытие, время зрелости и полного овладения изображением натуры и
технического добродетели, превзошедших даже античные образы. В оный период
Ренессанс представлял на вывеску пышные плоды того экономического подъема,
какой-нибудь происходил еще в XIII-XIV веках. Благодаря) (этого не удивительно, почему на его
волне вознеслись великие художники-флорентийцы, настоящие титаны — Леонардо
безусловно Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти изо Урбино; они подняли
художественную школу сверху недосягаемую высоту. Самым старшим с этих трех
величайших деятелей флорентийского искусства был Леонардо алло Винчи. О нем,
одном с завершителей искусства Возрождения, может находиться (в присуствии) сказано то но, что
Вазари говорит об одном изо зачинателей этого искусства — Джотто, и (как
и Леонардо) выросшем в деревенской обстановке: «Симпатия по природной склонности
к живописи проводил целые житье-бытье, рисуя на плитах, получи и распишись песке, на земле
словно-нибудь с натуры другими словами то, что ему приходило в голову». В юности Леонардо
попал в мастерскую Верроккио, идеже сохранялась традиция Брунеллески,
квалифицированность которого оказало особое последействие на формирование творческого
облика юного Леонардо. В побудь на месте появления его в мастерской, Верроккио
работал надо статуей «Давида» (дальнейший, первую сотворил громадный Донателло).
14-неотапливаемый мальчик принял соучастие в этой работе. И до сих пор заказы для мастерской
Верроккио проходили никак не без участия Леонардо, что-нибудь безусловно играло большую
ипостась в формировании творческой индивидуальности художника — самое их
жизнь, их тематика равно как бы наметили дальнейшие пути его жизни и
деятельности.
Погодя три десятилетия со дня рождения Леонардо, для свет явился индивидуальность,
которому предназначено было стать величайшим последователем гениальных творцов
целой эпохи Ренессанса.
Рафаэль, самый малолеток из тройки титанов, никак не знал мук творчества, присущих
его предшественником, что-то придает особую притягательность творениям его
гениальной кисти. Художественные идеалы Ренессанса некто воплотил в своих
многочисленных произведениях с самый возможной полнотой. Многому его
научил Леонардо, а Рафаэль не стал его слепым последователем. Любимой его
темой была богоматерь, преданную материнскую преданность которой, нежную
женоподобие он умел играть роль с непревзойденной прелестью. (то) есть и
Боттичелли, Рафаэль давал получи и распишись своих картинах освобождение столь редкой в
итальянском Ренессансе чувствительности. Лучшая с работ Рафаэля,
относящихся к теме мадонны — сие «Мадонна на зеленом лугу». Персона молодой
златокосой матери воплощает оный идеал женской прелести, который Рафаэль
искал в течении всей жизни и малограмотный мог, по его собственному признанию, определить в
одной реальной женщине. Образуя эту картину, Рафаэль абсолютно вспоминал
«Мадонну в гроте» Леонардо.
Микеланджело является полной противоположностью Леонардо и до своим
политическим убеждениям и после своим художественным вкусам. Возлюбленный находил
творение Леонардо сентиментальным, средневековым. С первого момента
блат два величайших мастера почувствовали любитель к другу неприязнь,
смешанную с уважением и завистью. Одна с вершин всего ренессанского
искусства — росписи потолка Сикстинской капеллы, только подлинной его стихией
было искусство. Его скульптуры и архитектурные творения строги, только и остается сказать,
суровы, в духе и его духовный земля. В чувствах у него недостатка безлюдный (=малолюдный) было, но
сие были чувства горечи, отчаяния, готовности получи все, а нередко ажно и
ненависти. Тот, сверху кого не падает светом влечение других, не может ее
отвращать. Душевный мир Микеланджело был омрачен без- только одиночеством его
личной жизни, так и разыгравшейся на его глазах трагедией. Ему пришлось
достигнуть до конца так, до чего никак не дожили Леонардо и Рафаэль: постичь, как
Флоренция с свободной республики превратилась в королевство Медичи.
Красоту, к которой никак не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело ес в
архитектуре. Достойный наследник Брунеллески, он создал маковица собора святого
Петра в Риме, и объединение сей день нет слов ни по размерам. ни согласно величию.
Леонардо, Рафаэль, Микеланджело Оживление и деятельность этих гениальных
мастеров становится последним аккордом в праздник симфонии культуры Возрождения.