Teрритoрия сoврeмeннoй Турции буквaльнo усeянa лeгeндaрными пaмятникaми — эллинистичeскими, визaнтийскими и oсмaнскими. Нo рядoм с Трoeй, Милeтoм, Стaмбулoм сoxрaнились и гoрoдa, связaнныe с истoриeй рaннeгo xристиaнствa. Кoнeчнo, сомнительно ли мoжнo вeсти рeчь oб aрxитeктурe aпoстoльскиx врeмeн. Пeрвыe цeркви были прoстo мoлeльными дoмaми, oт кoтoрыx нынe нe oстaлoсь и слeдa. Oднaкo сoxрaнились сaми гeoгрaфичeскиe пункты, пoслужившиe aрeнoй стaнoвлeния вeликoй вeры, и тeксты, пoвeствующиe oб этoм стaнoвлeнии, — бoлee чeм дoстaтoчныe oриeнтиры в (видах тoгo, чтoбы oтпрaвиться пo слeдaм пeрвыx xристиaн в Мaлoй Aзии.
Прoдумывaя мaршрут пoeздки, наша сестра стoяли пeрeд oгрoмным выбoрoм: пoсeщaя мeстa, гдe прoпoвeдoвaли святыe oтцы, пришлoсь бы oбъexaть пoчти всю стрaну. В кoнцe кoнцoв, автор этих строк рeшили сoсрeдoтoчиться нa ee югo-зaпaднoй чaсти — трeугoльникe мeжду Иeрaпoлeм, гдe прoпoвeдoвaл и принял мучeничeскую смeрть aпoстoл Любящий коней; Эфeсoм, гдe жил Иoaнн Бoгoслoв, и Пaтaрoй, гдe рoдился святитeль Никoлaй. К тoму жe этoт путешествие в вoльнoй пoслeдoвaтeльнoсти пoвтoряeт мaршрут знaмeнитeйшeгo, трeтьeгo путeшeствия Пaвлa, прo «турeцкий этaп» кoтoрoгo в «Дeянияx» скaзaнo: oн «oбoшeл всю Гaлaтию и Фригию. Зaтeм oн пeрeшeл плoскoгoрьe и пришeл в Эфeс».
В пoискax нeсущeствующeгo. Пo стoпaм aпoстoлa
Сeйчaс нaд тeм сaмым плoскoгoрьeм, прoрeзaя лучaми eдинствeнную нa всe нeбo тучу, зaxoдит сoлнцe. Наш брат жe пoднимaeмся пo склoну срeди руин дрeвнeгo Иeрaпoля, oстaвляя пoзaди бeлыe трaвeртинoвыe тeррaсы Пaмуккaлe.
Удивитeльнoe мeстo, гдe фaнтaстичeскaя прирoдa и aнтичнaя истoрия слились в нeрaздeльнoe цeлoe, кaк случилoсь с дрeвними грoбницaми, кoтoрыe нa здeшнeм склoнe врoсли в извeсткoвыe oтлoжeния и кaжутся издaли зaнeсeнными снeгoм дoмaми. Изо-пoд зeмли пoвсюду прoбивaются Шлюзы, бoгaтыe извeсткoвыми сoлями. Имeннo oтлoжeния этиx сoлeй выстилaют склoн, сбeгaют пo нeму бeлoснeжными кaскaдaми, нaвисaют сo скaл сoсулькaми и oкaймляют тeррaски-трaвeртины, нaпoлнeнныe тeплoй вoдoй. A нaд ними, нa сaмoм плaтo, зaбирaясь всe вышe, рaзбрoсaны oстaтки дрeвнeгo гoрoдa, извeстнoгo пo мeньшeй мере с III века до самого н. э., раскопки которого ведут в данное время итальянские археологи. Туристы бродят на этом месте стайками допоздна, чередуя прием ванн в вакантных лужицах с осмотром руин.
Водятся быть этих стайках и гиды. Они сообщают туристам массу полезных и конечно тут же забывающихся подробностей — насчет типы саркофагов и систему подачи воды в античном городе. Гиды водят любознательных по мнению агоре, кладбищу и главной торговой улице Иераполя. А во к мартириону (месту мученичества) апостола Филиппа добирается едва-едва ли десятая отдел групп. В местах «густого скопления античности» памятники раннего христианства стоят в большинстве случаев несколько особняком, сторонясь главных площадей и улиц, кажется требуя к себе отдельного внимания.
Филя, об иерапольской могиле которого говорится нет слов всех путеводителях, значится пятым в ряду апостолов. В Житии его сказано, в чем дело?, когда он пришел в Иераполь, а там «было много языческих храмов, в часть числе храм, предназначенный змеям, где обитала огромная ехидна» (змейка-аспид). Речь тут. Ant. там может идти о Сабазии — верховном фригийском божестве, которого греки отождествляли с Дионисом. Символом Сабазия изумительный Фригии и в самом деле служил пифон, так что высокий аспид вполне был в силах проживать в храме. Обаче, даже если сие так, от «змеиного» храма получи и распишись сегодняшний день мало-: неграмотный осталось и следа. Ась? неудивительно, если мотать на ус то, что говорит шажере об апостоле: «Иуда Иаковлев Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была благоверная правителя города Анфипата, принявшая религия. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В сие время началось трясение земли, и всех присутствовавших в судилище засыпало землей. Добрый пастырь на кресте у храма ехидны Варфоломей Филипп молился о спасении распявших его. Видя происходившее, национальность уверовал во Христа и стал настаивать снятия с креста апостолов. Иуда Искариот Варфоломей, снятый с креста, был пока еще жив и, получив отрывание, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Первоапостол Филипп, молитвами которого постоянно, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался сверху кресте».
В 560 году его задохлик были перенесены в Город на семи холмах, в крипту базилики Двенадцати Апостолов, идеже они находятся и в тот же миг. Тем не не в такой степени, добравшись до построенного в начале V столетия мартириона, через которого сохранились базис, часть стены, перекрытий и малость колонн, мы читаем бери установленном итальянцами щите: «В глубине здания должны фигурировать бренные останки апостола Филиппа». В ходе путешествия нам единаче не раз придется впердолиться с подобными противоречиями.
Согласно ведущей к святому месту монументальной лестнице тем временем поднимается организация молодых англичан, сопровождаемых гидом. Дождавшись, в (то он закончит анекдот, спрашиваю — здесь ли безвыездно же находится вечное успокоение апостола? Тот, легохонько поморщившись, отвечает, фигли — едва ли, поелику храм построен четверка века спустя, и раз уж на то пошло это место гадательно ли могли назначить, а теперь и подавно. Идеже я отхожу на серия шагов от этой группы, в таком случае слышу, как вожак комментирует за моей задом: «Видите, некоторые приезжают семо за баснями». Престижно довольно обидно, же, может быть, симпатия и прав?..
Когда англичане и их недоверчиво настроенный гид сейчас уходили, мы обратили напирать на небольшую, баснословно старую плиту в центре центрального восьмиугольника. Данное) время кажется, что сие ключевой элемент композиции и почему весь храм выстроен около него. Я радуюсь, будто бы мы совершили маленькое отворение. Ant. закрытие, и даже не задаюсь паче вопросом, пуста ли вечный покой, если это симпатия.
Мы спускаемся через мартириона к нашей машине, бери которой только днесь начали путь с Антальи, откуда Павел Павел отправился в свое блюдо путешествие по полуострову. Бери территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Однако они были основаны апостолом Павлом иначе говоря его учениками в 40—50-е годы I века. В дальнейшем их взял лещадь патронат апостол Иоанн, собравший окрест себя в Эфесе что песку морского учеников — в будущем отцов церкви.
Его «сеньория» начинается неподалеку — где-то развалин фригийского города Лаодикия, в восьми километрах с Иераполя.
Особая зона
Вплоть до 60-х годов н. э. гонителями христианин были отнюдь неважный (=маловажный) римляне, а соотечественники-иудеи. Позже последователей Иисуса было жирно будет мало, и они находились свыше всякой меры далеко для того, чтоб привлечь внимание имперской администрации. А гляди земляки обвинили их в желании построить Иерусалимский Храм — мандара могущества и богоизбранности евреев. Глагол идет о случае, описанном в Евангелии с Иоанна (2:19), когда-никогда Христос изгнал торговцев с храмового двора. Если так Иисус в подтверждение своего карт-бланш на подобный действие ответил фарисеям: «Разрушьте кереметь сей, и я в три дня воздвигну его». Почти храмом Христос имел в виду свое тельце, но этого ни одна душа из фарисеев невыгодный понял. В устах лжесвидетелей «разрушьте» превратилось в «разрушу» (Мф. 26:61). Неизвестно зачем из метафоры сделали прибаутка. Именно за припутывание этого образа в проповедях был до смерти забит камнями безгрешный диакон Стефан. Так же произошло и со святым Иаковом — сводным братом Иисуса (сыном Иосифа через первого брака). Поперек христиан были пусть даже так называемые эбиониты (по мнению-арамейски «нищие»). Их снова называют иудео-христианами. Эбиониты считали себя иудеями: они чтили Молельня и Тору, следовали принятым нормам поведения. Христа они называли «обыкновенным человеком, какой-нибудь только за верх совершенства нрава признан праведным и кто родился от соединения мужа с Марией».
Тем не менее после подавления римлянами восстания ради независимость Иудеи (66—70 годы н. э.), рано ли император Тит разрушил Иерусалимский Айван, эбиониты также подверглись гонениям: иудеи посчитали, в чем дело? сбылось желание Христа. В результате они превратились в небольшую секту сверху севере Израиля, после Иорданом. Однако приставки не- стоит думать, а 12 апостолов Христа разошлись в середине I века изо Палестины, опасаясь вслед свою жизнь. В среднем им велел Бог поможет перед вознесением (Мф.28:19). Всякий апостол тянул удел, в какие земли ему поехать следом по Божьей воле. В Малую Азию отправилось трое: Филипка, Варфоломей и Иоанн. Как бы то ни было, и остальным приходилось прекращаться эти земли бери своем пути. Малая Азия позднее уже представляла внешне котел религий, своего рода платонический перекресток многих народов. Из-за столетия на сих землях сложилась особая эфир абсолютной веротерпимости и мистической восприимчивости к новым религиозным веяниям.
Как раз поэтому идеи христианства нашли (тутовое быстрый отклик. Блистает своим отсутствием ни одного апостола, какой-либо бы не ступал в земли Малой Азии, неважный (=маловажный) говоря уже о десятках святых, творивших спустя некоторое время позднее свои вот тебе и раз. Здесь ищут гробницы Богородицы и Марии Магдалины. К концу, здесь впервые появился самоуправно термин «христианство», приписываемый апостолу Павлу. К моменту, в отдельных случаях в 313 году римский король Константин сделал вероучение государственной религией, в территории Малой Азии сейчас существовали свои мученики, домашние проповедники, патриархи и богословы. Просто так эти земли сверху 700 лет (после разделения церквей в 1054 году) стали центром христианской жизни. В IV—V веках в малоазийских городах (Никее, Константинополе, Эфесе, Халкедоне) прошли первые Вселенские соборы, получи которых утверждались догматы христианства. Свое серьезность Малая Азия приставки не- утратила и в составе Византии — наследнице Восточной Римской империи — вплоть вплоть до завоевания ее турками в 1453 году.
Павлуся Котов
Предания и видения. Объединение стопам богослова
Возьми огромном холме, окруженном высокой и целехонькой, не принимая во внимание единого изъяна, сеткой и поросшем бесстрастный травой и колючками, без меры неспешно ведутся раскапывание. На большой площади бывшего города обнаружена только пара строений, еще бы еще высятся колонны получай агоре, а крутой скос выстилает гигантский амфитеатр. Солнопек печет нещадно, и куда ни погляди нет ни единого дерева. Видимо, сообразно этим причинам туристов семо почти не возят.
В Лаодикии нами движет Надежа найти руины одной изо семи церквей, о которых говорится в Апокалипсисе, — иначе говоря. Ant. ошибочнее, здания, которое, что обоснованно полагают ученые-религиоведы Нового времени в виде Ренана и Штрауса, существовало «подле» общине этой церкви.
Получи установленном среди руин щите ты да я читаем, что к началу нашей эры починок разбогател благодаря производству качественной шерсти и развитию банковского состояние. Только ни словоизвержение не говорится о нужной нам церкви, хоть бы именно в ней, достоит быть, также зачитывалось криптограмма апостола Павла Колоссянам, адресованное пока еще и христианам Лаодикии и Иераполя (Паля. 2, 1). Правда, до сего времени при осмотре амфитеатра нам попалась получи и распишись глаза заброшенная развалина. Единственное, что сохранилось через здания в относительной целости, — сие апсида, судя после которой — перед нами остаток базилики византийских времен. В I веке н. э. такого сооружения вздыматься тут, конечно но, не могло. Может (пре)бывать, базилика была выстроена получай месте той самой церкви — так кто теперь сие установит? Мы покидаем остаток и едем дальше получи запад, в самое центр той территории, идеже проповедовал Иоанн Ахун.
Чем ближе к Эгейскому морю, тем ласковее и разнообразней краски, аж климат меняется, и чисто уже стекла механизмы заливает прохладный дождик, какой среди высохших трав Лаодикии, наверное, показался бы как по мановению волшебного жезла. Чуть не доезжая по Смирны, мы сворачиваем держи Сельчук, то вкушать, в переводе на язычишко более древней географии, Ефес. Помимо грандиозных развалин античного города тогда находятся домик Богоматери, смерть апостола Иоанна Богослова, развалины еще одной с упоминаемых им в Апокалипсисе церквей, бурханище, где проходил III Глубочайший собор, и так называемый ниша «семи спящих отроков» — просто-напросто и не перечислишь. С последним связано такое рассказ: во времена правления императора Деция (249—251) семь молодых юношей-Аня, спасаясь от римлян, укрылись в пещере, идеже и были замурованы преследователями. Утречком они проснулись через землетрясения, открывшего въезд в пещеру, а вернувшись в столица, обнаружили себя уж в V веке, когда протестантизм стало государственной религией. История дошло до нас в христианских документах VI века, только самое интересное так, что события сии упоминаются и в Коране (Сура 18). С течением времени на месте этой пещеры, расположенной на глазо в 8 километрах от античного города, был выстроен бурханище, развалины которого в наши пора открыты для туристов.
Пишущий эти строки же решаем зачать наш осмотр раннехристианских достопримечательностей с «Марьямана» — старого, в византийском стиле на флэту, где некогда нашла (сиротский Дева Мария. Ясный путь, что Иисус поручил заботу о матери своему любимому ученику Иоанну. В волюм, что Мария в последующем признаться жила в его доме, христианская капелла едина. А вот в вопросе о книжка, где Богородица провела последние годы и преставилась, начинаются расхождения. В случае если православные богословы утверждают, а Дева Мария умерла в Иерусалиме, ведь католики склонны подсчитывать, что это стряслось в Эфесе. В частности, они ссылаются возьми видения тяжело болящий немецкой монахини Катерины Эммерих, которая в начале XIX века до малейших подробностей описала место, идеже мы сейчас находимся. Ей виделись сцены с жизни Богородицы и Иоанна Богослова в Эфесе, идеже она никогда невыгодный бывала, а когда у нее появились сызнова и стигматы — кровавые раны бери местах ран распятого Христа, — сие вызвало немалый неравнодушие общественности к монахине. К ней аж пожаловал немецкий кропатель Клеменс Брентано, составивший с ее рассказов книгу «Пир (жизненный) Пресвятой Богородицы». Ранее в конце XIX века читавшие эту книгу священнослужители Вотан за другим отправлялись в исследовательские экспедиции в Рукоятка и с неизменным успехом обретали район, в точности описанное монахиней. В тёта времена в находящейся в 15 километрах с этого места горной деревеньке обитало выше головы христиан, и выяснилось, будто в день Успения Богородицы у них с незапамятных времен ведется приходить именно семо. Позднее здесь были произведены отрытие, и под руинами с сохранившейся апсидой обнаружили ядро VI столетия, а под ним снова небольшой слой, датированный I веком. Без дальних слов дом отреставрирован и превращен в моленная, в нем служит пестрая монашеская братия — доброжелательный молодой фрязин, суровый старый ласкар и две монахини — полька и американка.
Если касательно места захоронения Богородицы существуют различные версии, то в области поводу могилы Иоанна Богослова сомнений в закромах: она находится возле со средневековой крепостью, которую автор этих строк видели еще с автострады. Я сворачиваем по коричневому указателю Saint John. Почитай (что) тут же направо — большие ворота, держи которых написано, сколько крепость закрыта. Чай сами ворота быть этом открыты, и, зайдя в них, автор этих строк оказываемся среди усаженных розами, ухоженных развалин, надо которыми нависает крепачка стена, словно бы обтянутая двумя гигантскими турецкими флагами и такого но размера портретом Ататюрка — первого президента Турции.
В IV веке держи месте могилы была построена четвертинка церковь с деревянной крышей, а сверх 200 лет присутствие императоре Юстиниане на этом месте возвели огромную базилику с взяв шесть раз куполами, каждый с которых достигал в высоту 30 метров. В тот же миг от нее остались всего-навсего напольные плиты ей-ей несколько рядов белоснежных колонн, и в фоне мягкого близкого неба, расцвеченного широкой радугой, кажется, что-что они вполне могут удовольствоваться и без куполов, по какой причине это — храм, отверзанный ввысь. Здесь но, на большой, в чета человеческих роста, обтесанной временем тумбе с красного кирпича свил дом аист. Время вечернее, и не считая нас на развалинах без (малого никого нет. Только-тол среди колонн каковой-то экспансивный новобрачный человек, стоя для коленях, припадает к мраморной плите. Ступенька установлена во перфект визита Папы Римского в 70-х годах прошлого века, и подина нею, как гласит титул, покоится Иоанн Муджтахид. Однако и на кирпичной глыбе, увенчанной гнездом аиста, уплетать схожая табличка. Присутствовать может, благодаря гнезду псефит с табличкой выглядят стократ аутентичней.
Возникший кажется из-под поместья пожилой мужичок в рабочей одежде как читает мои мысли. «В этом месте», — указывает спирт на гармонирующую с цветом его лица кирпичную глыбу. Засим, махнув рукой в сторону мраморной плиты, барски усмехается. «Я работаю на) этом месте 15 лет», — добавляет возлюбленный, придавая веса своим утверждениям. «Сие правительство ничего невыгодный соображает. Вот, разуй глаза сюда», — симпатия подзывает нас к наполовину сохранившейся крытой галерее, ведущей округ колонн, и счищает утонченный слой земли, подо которым проступает византийский узорчатый пол. Мне возможно, что тот, кто именно присыпает это никем невыгодный охраняемое великолепие землей, безбожно даже хорошо соображает и, в всяком случае, поступает полностью правильно. Но осман, расхаживая взад и ранее и будто высматривая как-то на земле, продолжает скулить на бестолковость правительства и маленькую зарплату. Ми представляется, что дьявол напрашивается на взятка. Но у него паче смелые намерения. Убедившись, сколько рядом никого не имеется, он достает изо кармана тряпицу, в которую завернуты старинные монеты. Впоследствии я еще не разочек встречу продавцов монеток возьми античных руинах. Так этот по сравнению с ними — фокусник, да вдобавок симпомпуля. «Вот смотрите, будто я тут нашел», — говорит спирт, и кажется, что особенно так, блуждая за развалинам и глядя подина ноги, он их и подобрал. А контия с каким азартом возлюбленный кусал их и швырял об камни, кое-когда мы усомнились в подлинности монет. С этнографического интереса да мы с тобой вступили в торг, а подалее мне уже было дискомфортно повернуться к нему задом и уйти. Тем паче что он проработал в этом месте 15 лет и у него пятеро детей и такая добродушная и красная, хоть даже не ото смущения, физиономия. «Наподобие тебя зовут?» — спрашиваю я у него сверху очередном витке торга. «Возвышенный, Мустафа, Осман — что ни попало имя, какое тебе значительнее нравится», — отвечает возлюбленный, глядя по-прежнему себя под ноги, под (видом по выработавшейся после многие годы профессиональной привычке. Будто, тут он прав, у черной археологии имен беда сколько, но суть одна…
Обожествляемый ученик
Апостол Иоанн известный как любимый гимназистка Иисуса, автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса. Вповалку с апостолом Андреем дьявол был первым, кого Галилеянин призвал следовать по (по грибы) собой. Некоторые ученые хотя (бы) предполагают, что Иоанн приходился Христу двоюродным братом. Беспричинно это или пропал, но, во всяком случае, Иоанн был единственным изо апостолов, кто стоял у Креста и кому Иегова есть спасение поручил заботу о своей матери. В соответствии с апостольскому жребию Иоанн отправился в Рукоять — столицу римской провинции Азия. Небось, в это путешествие Петр пошел вместе с Богородицей, ежели и, по другим сведениям, Манятка в это время проповедовала в Армении и Грузии.
(то) есть бы там ни было, последние годы своей жизни симпатия провела вместе с Иоанном в небольшом домике в Эфесе. Собственной персоной же апостол начал в провинции антиязыческую войну, сопровождавшуюся многими чудесами. Все же во время гонений для христиан при императоре Домициане (правил в 81—96 годы) его арестовали и отправили в суд в Рим.
Проживание Иоанна в столице империи и сопровождалось чудесами: получай него не подействовали ни озлобление, ни кипящее миро. Разочаровавшись в намерениях извести святого, император отправил его в ссылку сверху остров Патмос. Не иначе там, по одной изо версий, и были написаны и Квадралогия, и Апокалипсис. В Эфес, идеже, вероятно, апостол и закончил Весть, ему удалось вернуться точию при императоре Нерве (правил в 96—98 годы). Тама он и провел остающаяся сумма дней. И опять мало-: неграмотный обошлось без чудес.
Существует апокриф, предостаточно популярный в средневековой Европе, ладком которому Иоанн мало-: неграмотный умер. Так но, как патриарх Учитель или пророк Илия, спирт стал одним изо тех, которому была дарована вечная питание во исполнение пророчества Христа: «Согласен говорю вам: жрать некоторые из стоящих тут. Ant. там, которые не вкусят смерти, что уже увидят Сына Человеческого, грядущего изумительный Царствии Своем» (Мф. 16:28). Объединение легенде, на 120-м году жизни Иоанн попросил семерых любимых учеников погрести себя живым. Узнав об этом, прочие христиане Эфеса раскопали могилу. Симпатия оказалась пустой. Так каждый год 8 мая свет на этом месте мироточила и многие, прикоснувшиеся к ней, исцелялись.
Паняша Котов
Гало по-над Эфесом
Не успев исследовать до заката базилику Иоанна Богослова, возвращаемся тама на следующее утро. Денек на этот крат совершенно другой, ясный, однозначный. Когда мы добираемся перед храма, солнце сейчас в зените. А вокруг него — сие я замечаю, входя в проход базилики, — светится гигантское обручалка — гало. Полтора часа обратно в небе над Измиром ни чер такого и в помине невыгодный было. Здесь но то ли пространство особое, то ли нам незаслуженно счастье улыбается. После вчерашней радуги и этой сегодняшней, буквальный диковинной красоты ми кажется, что надо собором Иоанна спокон века творится что-ведь чудесное. С торжествующим видом — мол, ну как вы наш Иоанн? — я спрашиваю турецкого охранника в области-английски, показывая бери небо: «Это у вы каждый день?» Телохранитель, похоже, меня отнюдь не понимает, но апатично кивает с видом человека, утомленного частотой беспричинных небесных знамений.
Опять-таки, прав ли я, называя Иоанна «нашим»? С одной стороны, сия святыня может слыть исключительно христианской, в медаль от того но домика Богородицы, которой, ни дать ни взять Матери пророка Исы, быть нас приходили раскланяться и мусульмане. И все а Иоанн провел на этом месте многие годы, а может состоять, и основную часть своей долгой жизни, а благодаря этому он тоже вносит в атмосферу сего места какой-ведь примиряющий и объединяющий леший. Доносящиеся из расположенной нескольких) шагах мечети звуки денной молитвы мусульман безлюдный (=малолюдный) вступают ни в большой диссонанс с христианской святыней. Ещё бы и сама мечеть в действительности построенной из камней базилики Иоанна Богослова, а нате ее крыше другого пошиба аист свил такое но гнездо, как получи и распишись могиле апостола.
Солнечное гало целешенький день стоит следует всем Эфесом. Сияет оно и по-над прекрасно сохранившимися и отреставрированными руинами античного города. Суп, что поражает вступающего сверху его территорию, — масштабы здешнего театра. Весь, путешествия по античным руинам позволяют исхреначить совершенно определенный энтимема — меньше всего страдают ото времени гробницы и театры. В этом, может жить(-быть, даже заключен какой-никакой-то символический замысел, но о нем положим лучше судят отдельные люди. Я же сужу безотлагательно о размерах эфесского театра, в нежели мне помогает портящий туристическую картинку своевременный подъемный кран, который-нибудь не возвышается, чисто можно было бы быть впереди, а, скорее, теряется держи фоне «зрелища». Одно слово «зрелище» этот искусство театра назван в «Деяниях апостолов», идеже ему отведено немалое уголок. Когда Павел добрался по Эфеса и обратил изрядно здешних жителей в христианскую веру, сие не понравилось в первую последовательность чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды (ото него сохранилась одна-единственная стамбха, думаю, специально восстановленная в наши момент, чтобы туристы могли показать себе его размеры). Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в вертеп, где около двух часов скандировали: «Велика Диана Ефесская! Блюститель а порядка, утишив жители, сказал: мужи Ефесские! кой человек не знает, словно город Ефес пожирать служитель великой богини Артемиды? Разве же в этом налицо денег не состоит спора, то надлежит вам быть спокойными и приставки не- поступать опрометчиво» (Деян.: 19, 34—40).
Огромное окно церкви, в которой проходил III (Эфесский) Всесветный собор, сейчас стоит только открытое всем ветрам, а достаточно хорошо сохранились одна изо апсид, множество колонн, небольшую толику напольных плит и хоть крестильная купель. Что и в других античных городах, идеже мы побывали, руины базилики стоят в стороне ото центральной торговой улицы (по правую сторону от нижнего входа в Ефес), и мало кто сворачивает в ведущую туда, окаймленную высокой травой тропинку. Первая приход на этом месте была построена в IV столетии, бок о бок с домом, где, подобно ((тому) как) записано в протоколе Эфесского собора, скупой по прибытии в Рукоятка Богородица. Затем тогда же были возведены двум больших собора, манером) что получился великан церковный комплекс. Пространства сих двух храмов протянулись одно по (по грибы) другим торжественной анфиладой.
Минуя через нее, ты да я видим под ногами мозаику. Масть поблекла, но цвета пока можно узнать — лимонный, красный и синий. Кой-где мозаика еще держится в фундаменте, а где-так камешки выпали и рассыпались. Я вспоминаю присыпанные землей мозаики приближенно могилы Иоанна Богослова, и сие решение кажется до этого времени более мудрым, нежели прежде…
Всеобщий предстатель
Вообще, при по всем статьям обилии легенд и преданий, связанных с Николаем Чудотворцем, знаем да мы с тобой о нем совсем небольшую) толику. Известный нам отражение Николая Мирликийского получи самом деле вобрал в себя внешний облик биографии еще и другого святого, в свою очередь родом из Ликии, — Николая Пинарского, жившего двумя столетиями вслед. Что из дошедших задолго. Ant. с нас житий относится к одному, а почто к другому — установить неотложно крайне затруднительно. Тем не менее то, что побольше известный Николай родился в Патаре, а дальше был избран архиепископом в Мирах, дозволительно утверждать с уверенностью. Описание святого сообщает, что-что его родители до бесконечности были бесплодны. Появление на свет сына они восприняли что Божественный дар и поклялись дать понятие дитя Богу. Николайка оправдал их надежды: симпатия с раннего детства проявлял искреннее религиозное тщание, стоя сутками нате молитве без еды и несмотря на холод, наполняющий каменные церкви в осеннее время и зимой. Будучи поуже епископом, Николай невыгодный только проповедовал Словеса Божие, но и совершал что за диво милосердия. Так, как-то раз святой узнал о томишко, что один олдовый горожанин Мир Ликийских разорился. Его суффиксы: 1) -ша : докторша давно умерла, оставив баба с тремя дочерьми. Место дел было безвыходным, и бери семейном совете решили, чисто дочери займутся проституцией, с целью прокормить себя и старого отца. Услышав об этом, благородный Николай ночью пришел в беседка и у кровати каждой с дочерей оставил согласно мешочку, наполненному золотыми монетами (дабы еще и на вено хватило). Именно с сих пор родился нрав класть рождественские подарки в чулок. Николай не однова спасал немощных, тонувших и неточно обвиненных. Почти залпом после смерти, происшедшей посереди 342 и 351 годами, худой как щепка святого начали мироточить и поднимать на ноги. В Х веке Малую Азию стали приставать с ножом к горлу мусульмане, а в 1086 году Миры подверглись жесткому разграблению. К этому добавилась экологическая холокост — местность оказалась заболочена, ее покрыл тяжёлый слой песка и грязи. Так чтоб спасти святыню, обитатели итальянского города Бари 20 апреля 1087 возраст снарядили экспедицию с трех кораблей. Около видом торговцев итальянцы проникли в починок и ночью выкрали тело святого. С тех пор они находятся в Никольском соборе сего города. В наши жизнь турецкие власти энергетически добиваются возвращения мощей нате историческую родину, планируя хотя (бы) апеллировать к международному суду в Гааге. В самую пору, в самой Турции ангел кротости Николай не прямо-таки почитается как защитник бедных и рыбаков, хотя и считается чем-ведь вроде легендарного национального героя. Однако вряд ли христиане поздно ли-нибудь согласятся распрощаться с одной из главных своих святынь.
Савл Котов
Дед Морозец и Ноэль-баба. Точно по стопам святого
В средневековых хрониках (у)потреблять сведения о знаменитой чудотворной иконе апостола Иоанна, которая, к сожалению, пропала в эпоху иконоборчества (VIII — IX века). Симпатия хранилась в Ликийских Мирах (нынешнем Демре), в Синайском соборе, следом, где в IV веке совершал службы крепкий Николай Чудотворец и идеже суждено закончиться нашему путешествию.
Соответственно пути в Миры-Демре да мы с тобой заглянули в приморский рюха Патара, где, во вкусе считается, во другой половине III века родился загробный епископ Мир Ликийских. Сие местечко входит в моду у западных туристов, и их хоть понять. Представьте себя белоснежный песчаный берег, переходящий в руины античного города, а кругом — зеленая сельская пастораль. На западном берег Турции море отступило, и бывшие гавани, такие, не хуже кого Эфес, оказались возьми несколько километров удалены ото берега. Здесь но, в Патаре, столь масштабных изменений безграмотный произошло — разве словно добавилась огромная песчаная бар, куда приходят отступать яйца морские черепахи. Алло, и еще один отблеск времени: вплоть впредь до недавнего времени древние развалины Патары были более или менее занесены песком и производили звучание города, затерянного в пустыне. Не откладывая же и въездную арку, и кабуки, и базилику откопали, так среди всех сих достопримечательностей нет никаких следов у себя, где родился святитель Коля. Может быть, его единаче просто не раскопали?
Без- уцелел и тот богомольня в Мирах, где ровно по легенде он был избран архиепископом. Временами 17 столетий взад в Мирах скончался лидер епархии, ему до бесконечности не могли урвать замену. Пока одному с старейших епископов в видении мало-: неграмотный явился ангел, повелевший ему стоить ночью в притворе храма и шпионить за тем, который первым придет получи и распишись утреннее богослужение — сей угодный Господу наездник и должен стать кайфовый главе епархии. То есть так получил принадлежащий церковный сан Микола Чудотворец. Надо отметить, что турецкие экскурсоводы до-своему редактируют эту историю, рассказывая, будто он первым сошел с корабля, приплывшего в оный день в Миры. Видимо, это так водится общаться с туристами заставляет их воображать и в святом Николае новоприбывшего путешественника…
Божий дом этот, где Николаша служил после своего избрания, был разрушен землетрясением. А в раннем Средние века подле того места, идеже он стоял, построили огромную базилику, равно как изрядно пострадавшую вслед за последовавшие столетия. Без задержки она частично отреставрирована и уведена почти горизонтальный навес, а под ней вместо бронзового памятника Святому Николаю, установленному в 2000 году, высится получи постаменте пластиковый Санта-Клаус, думается переставленный сюда с предрождественской витрины не то — не то из-под новогодней елки. После-турецки он зовется «Сказка-баба», то уминать «рождественский дед» (в XIX веке турки взяли бездна слов из французского, в книга числе и «Рождество» — «сказка»). Как выяснилось, «подменивание» произошла в 2005 году, вызвав рекламация со стороны москвичей, сверху деньги которых был установлен опаленный солнцем монумент святого. В свою цепочка, Турция утверждала, что-нибудь в их варианте «Санта-Клаус» побольше узнаваем и может увлечь к храму если далеко не больше паломников, так, по крайней мере, более всего туристов. В конце концов, турки уступили, и в 2006 году вернули монумент на храмовую территорию. Так-таки они поставили его далеко не на прежний подножие в виде земного шара, какой-нибудь находится на площадке (насу)против храма, а скромно, у одной изо церковных дверей.
Впопад, неразумения по поводу местных святынь возникали средь двумя державами и в XIX столетии. В 1850 году страшный участок земли, возьми котором стоит часовня, был куплен получи и распишись имя княжны Александры Голицыной. Возрождение началась только черезо 10 лет — помешала Крымская блокада. Работами руководил запошивочный архитектор Огюст Зальцман. Вслед несколько лет была произведена впадина 6 500 кубометров поместья, возобновлены стены и своды главного нефа, а в свой черед части боковых галерей и двух притворов. А в 1877 году началась Русско-турецкая герилья. Охрану храма поручили афонским монахам, а те вскоре вернулись в приманка обители на Возвышенный горе. После окончания боевых действий в 1878 году турки обнаружили собор бесхозным и отдали его греческой церкви, затем чтоб лишний раз без- раздавать земли потенциальному врагу. В ходе последней реставрации в храме были до конца восстановлены фрески IX—XI веков. Плод превосходит все ожидания. Вспоминая собственноличный визит сюда цифра лет назад, ярко вижу перед из себя красовавшуюся на алтарном камне табличку бери русском: «Не рассесться. Место святое». Вот-вот такая табличка после этого была бы поуже излишней — реставраторы до сего времени-таки сумели отдать назад храму должную парадность.
Для наших соотечественников Туретчина — впрочем, в большинстве случаев нет не библейская — века уже стала самой привлекательной туристической страной возьми планете. Хотелось бы пока только, чтоб прислуга, приезжающие в Малую Азию, понимали и чувствовали, по части сколь важной интересах нашей общей духовной истории земле они ходят. Либерум вето же, ведь совершенно, даже далекие через религиозной экзальтации граждане, понимают и чувствуют сие, скажем, в Иерусалиме иначе на Генисаретском озере. В такой степени вот, Турция, исхоженная повдоль и поперек стопами великих святых, слышавшая речи и апостола Павла, и Николая Чудотворца, совсем не менее сего достойна.