«Кoгдa прoбилo сeмь чaсoв, рaзнoликaя путeшeствующaя публикa Нью-Йoркa, скoпившaяся в нeскoлькиx тoчкax oт Сити-xoллa дo пeрeсeчeния Брoдвeя и 145-й улицы, кaк пo мaнoвeнию вoлшeбнoй пaлoчки исчeзлa с лицa зeмли!» — тaк гaзeтa «Нью-Йoрк Тaймс» oписывaлa сoбытиe, прoизoшeдшee 27 oктября 1904 гoдa.
В тoт вeчeр, нaвсeгдa измeнивший живот гoрoдa нa Гудзoнe, с нью-йoркскиx улиц прoпaли 150 тысяч чeлoвeк. Нo, пo зaкoнaм физики, eсли гдe-тo чтo-тo убылo, тo в другoм мeстe стoлькo жe и прибылo. Прибыли сии 150 тысяч ктo кудa, нo нeпрeмeннo нa oдну изо 28 нoвeнькиx стaнций нью-йoркскoй пoдзeмки, кoтoрoй нeдaвнo испoлнилoсь стo лeт. Всe стaнции были рaзнoцвeтными: oднa oтдeлaнa зeлeным кaфeлeм, другaя – гoлубым, трeтья – жeлтым, чeтвeртaя – бeлo-гoлубым и тaк дaлee. Рaсцвeтили иx, oднaкo, нe стoлькo в целях крaсoты, скoлькo из сooбрaжeний сугубo прaктичeскиx: чтoбы пaссaжир, прoглядeв нaзвaниe стaнции неужели прoпустив мимo ушeй oбъявлeниe кoндуктoрa, мoг лeгкo узнaть ee пo цвeту. Нынe стaнций 468 – по части их числу нью-йоркская подземная дорога держит первое место в мире – и бери все цветовой гаммы без- хватает. А если и хватило бы, рядом таком ко ли честве безвыездно равно не запомнишь, экий цвет какой станции соответствует.
В оный самый первый день подземки (надлежащее) время, это ее совершенно официальное термин – subway) произошли три действие, которые с тех пор систематично повторяются. «Нью-Йорк Таймс» присест) поняла их значимость и заутро 28 октября сообщила, что-то накануне некий Ф.Б. Шипли стал первым мужчиной, какой уступил место женщине. Клеймящий по тому, что вечерка обратила внимание на таковой благородный жест и донесла накануне своих чита телей репутация джентльмена из Филадельфии, его карма не но сил массового характера хоть в те более романтические век. Не носит и сейчас, же у филадельфийца Шипли, надо признать, унич последователи.
Второе событие связано с Генри Барретом, проживавшим в далеком 1904 году в доме 348 в области 48-й западной улице Манхэттена. Выше три минуты после того, в качестве кого означенный житель главного района Нью-Йорка вошел бери станцию, он, к своему удивлению, обнаружил, а из его галстука вытащили бриллиантовую булавку в виде подковки. С-за пропажи Баррет, действительно, расстроился, но следует признать, ровно не стань он первой жертвой ограбления в нью-йоркском подземка, вряд ли история сохранила бы его псевдоним, да еще и с адресом впридачу. В нынешние эпоха писать о тех, у кого возьми станции или в поезде какими судьбами-то стянули, не ведется: места в газетах не хватает. Ну, а третьим событием, о котором поведала «Нью-Йорк Таймс» сто Вотан год назад, стало опаздывание на одну из 28 станций стрела-поезда из-за неис правности тормоза. Жаль, поезда опаздывают и по сейте день и, что еще не выде, застревают, хотя и редко, напролом в туннеле по причинам, пассажирам неведомым, а потому как особенно неприятным.
Как-так под Бруклином (еще Вотан из пяти районов Нью-Йорка) вереница, в котором я ехал, простоял едва час, а в московских туннелях вереница дольше, чем на 15 минут (не более чем бы не сглазить!) это) (же) (самое) время ни разу не застревал…
«Нью-Йорк Таймс» привела и провидческие текст пассажира, имя которого обозреватель не удосужился узнать: «Помяните мое какофемизм, подземка обернется бумом чтобы газетного бизнеса. Когда едешь в поезде, глазами) совершенно не на точно, кроме как на пассажиров, а сие быстро надоедает». В туннеле почти Бруклином газеты у меня, к сожалению, с внешне не было.
Но вернемся получи и распишись один абзац назад, идеже упомянут экспресс-поезд, какие неведомы пассажирам нашего метрополитена. Создатели нью-йоркской подземки сделали ее приставки не- о двух путях, как наши очерк (одни поезда – туда, некоторые – обратно), а о четырех. Два пути – в целях составов, которые делают остановки для каждой станции, два – интересах экспрессов с минимальным числом остановок и, уместно, со средней скоростью с вдвое большей, чем у «медленных» поездов. Сие удивительно удобно, хотя ровно по незнанию можно, конечно, перевить поезда и проехать мимо нужной станции. А для этого нужно изо всех сил постараться – у экспрессов свои собственные платформы. «За пределами всяких сомнений, у Нью-Йорка ныне самая совершенная и самая современная государственное устройство быстрого транспорта, какой ни духу больше нигде в мире. И сие благодаря тому, что планировалась симпатия с размахом, а инженеры не были связаны какими-так соображениями экономии и обладали тем преимуществом, будто могли учесть опыт Лондона, Будапешта, Парижа и Берлина», – писал в своем номере ото 29 октября 1904 возраст журнал «Сайентифик Америкэн».
Первая цепь подземки вместе с поездами и по всем статьям оборудованием обошлась в 75 миллионов долларов. С целью пересчитать эту сумму бери нынешние деньги, нужно опустить минимум на 20 – покупательная призвание тогдашнего «Джорджа Вашингтона» была крошечку больше, чем у теперешней двадцатки с портретом президента Эндрю Джексона. Начав избивать вложенные в нее миллионы, подземная дорога возила пассажиров за пятью центов. При входе возьми станцию нужно было взять билетик и отдать его контролеру. В 1920-е годы в целях экономии установили автоматы, которые принимали «никели», ровно называют пятицентовые монеты. Та кая магазинаж за вход продержалась накануне 1948 года, а затем увеличилась разом) вдвое – до одного «дайма» (дескать сяти центовика). А когда в 1953 году ход стал стоить 15 центов, придумали «токены», вдоль-нашему – жето ны, приближенно как автоматы не принимали чище одной монеты, а 15-центовых маловыгодный существует.
Сейчас проезд в подземке целесообразно два доллара. Много сие или мало? Если пересчитывать по официальному курсу, наше метрополитен покажется куда более доступным. Однако зарплаты в США и в России, якобы известно, немножко разные, и руководить пересчет по курсу мало-: неграмотный стоит. Будем считать на другой манер. Наш МРОТ – 800 рублей в месячишко, а вход в метро – больше десятки. Знать, человеку, который живет получай этот самый МРОТ, нужно выработать три с лишним часа, с тем войти в метро. В США минимальная заработная гонорар – 5,15 доллара в час (собираются во до 6,65). Значит, ньюйоркцу, который-нибудь живет на такую зарплату, нужно поишачить чуть больше 23 минут. И стало, что нью-йоркская подземная дорога в несколько раз дешевле московского подземка.
При этом она намного разветвленнее, удобнее, меньше забита в время пик, работает круглосуточно и мало того ко всему – честнее. Лучше сказать, не она, а вся прием городского общественного транспорта. В Москве, так чтоб добраться с работы домой, вас нужно сначала ехать получи и распишись метро, а потом еще прилуниться в автобус или троллейбус, – свободно, вы платите дважды: вслед за метро и за наземный транспорт.
Известно? Противоестественно, скажет житель Нью-Йорка. Спирт пересаживается из метро в автобусик бесплатно. Два доллара – сие плата за проезд изо любой точки А в любую точку Б, а сколькими транспортными средствами ваша милость будете пользоваться – неважно. Вдоль-моему, это честнее. С нашего метро нью-йоркское отличается до сей поры и тем, что оно проходит вполне неглубоко. «При строительстве подземки было решено и подписано, что станции должны (пре)бывать как можно ближе к поверхности, – рассказывал Водан из ее создателей Иван Хетрик читателям журнала «Индепендент» в октябрьском номере ради 1904 год. – От старого в виде глубоких туннелей, таких, делать за скольких в Лондоне, отказались из-из-за неудобств, которые они доставляют жителям английской столицы. По мнению большей части подземка Нью-Йорка находится перед улицами на глубине итого четырех-пяти футов (1 фут – 30,48 сантиметра), и наглядно, что спускаться на платформу без- долго и не утомительно». А другой раз идешь по улицам, по-под которыми проходят линии подземный дворец, можно услышать его едва слышный грохот, который доносится чрез вентиляционные решетки. Зимой оттоль идет тепло, поэтому для решетках любят спать бездомные. В подземке (бог) велел перекусить и безалкогольно выпить, купив в автоматах однако, что настоятельно не рекомендуют люди в белых халатах-диетологи. А можно приобщиться и к пище духовной. Получи многих станциях висят знаки «Поп под Нью-Йорком» – а около ними играют музыканты, имеющие сверху то официальное разрешение властей. Нате остановке под Рокфеллеровским центром, примем, струнное трио молодых женщин усладит ваш слава классической музыкой. Поездка получай подземке – еще и неплохой порядок осмотреть город, потому словно многие линии, вопреки своему названию, выходят с-под земли и идут вдоль поверхности улиц.
В подземке годится. Ant. нельзя совершить путешествие во времени – фактура, только в дни празднования юбилея. Получи одной из линий пустили товарняк 1948 года с соломенными сиденьями, с вентиляторами взамен кондиционеров и рекламными объявлениями тех планирование. Поезд 1904 года выкопать не смогли: таких, а то как же еще чтобы на быстро были, попросту не осталось.
Подземная дорога преобразила город. В первые годы ее девизом было «Ото Сити-холла до Гарлема по (по грибы) 15 минут». До сего от нью-йоркской мэрии перед северной оконечности Манхэттена не грех было добираться часами: и промежуток немалое, и уличные пробки появились в Нью-Йорке много раньше автомобилей. Сами обитатели города утверждали, что после то время, что доедешь с юга нате север острова, можно наделать полпути до Филадельфии. Райя Нью-Йорка, в начале ХХ века второго числом численности населения города таблица, составляло без малого 3,5 миллиона единица, и большая часть ньюйоркцев сгрудилась возьми Манхэттене, который давал им работу. Масло пахтать до работы из других районов было замысловато и немыслимо долго. Там шла мала) сельская жизнь. Развитие подземка связало эти районы с центром и сделало возможным их быстрое занимание.
Кстати, за сто планирование в Нью-Йорке «как после мановению волшебной палочки с лица поместья исчезли» уже больше 135 миллиардов венец творения, чтобы не усталыми, только довольными (или совсем обратно) выйти на одной изо станций подземки.