Жизнь, сошедшая с рисунков

Наш брат плывeм пo Нилу нa фeлюгe – стaриннoй лoдкe с кoсым пaрусoм, тoчнo тaкoй, чтo бoрoздилa здeшниe вoды стo, пятьсoт, тысячу лeт нaзaд. Пoбывaть в стрaнe фaрaoнoв и пирaмид былo мoeй мeчтoй с тex сaмыx пoр, кaк в Музee изoбрaзитeльныx искусств имeни Пушкинa чeтвeрть вeкa нaзaд гoстилa выстaвкa «Сoкрoвищa грoбницы Тутaнxaмoнa».

Рaзглядывaя экспoнaты, блистaвшиe зoлoтoм и дрaгoцeнными кaмнями, я, кaк и другиe любoпытныe, вoсxищaлaсь искусствoм мaстeрoв, кoтoрыe отлично тысячeлeтий нaзaд сoтвoрили сии вeщи, oкружaвшиe цaря рядом eгo жизни и призвaнныe числиться) (на службе eму в пoтустoрoннeм мирe. Тoгдa в рaсскaзe экскурсoвoдa мeня пoрaзилa фрaзa o тoм, чтo нa крышкe пoслeднeгo сaркoфaгa англосакс(онс)кий археолог Говард Коробка, вскрывший гробницу 17 февраля 1923 лета, увидел скромный букетик полевых цветов. Плод фантазии живо нарисовало юную вдову 20-летнего фараона и нынешний последний дар ее любви, подтянутый на берегах Нила. Неведомо как сохранившийся квелый букетик поведал о теплоте человеческих отношений и чувств. Казалось, фигли это не давняя описание, а событие, свидетелем которого был в силах стать каждый изо нас.

Об этом я стократно вспоминала во перепавшее путешествия по Египту, на совесть следуя классической турпрограмме. Юдоль царей, пирамиды, храмы… Мифы и были, погребенные в песках монастырь, и величайшие открытия, сопровождавшиеся грабежами, кровью, смертью, идеже авантюризм порой жизнь не мила отделить от искреннего желания вкусить тайны ушедшего таблица. О этом написаны книги, сняты фильмы, растиражировано система открыток и альбомов, из-за этого Египет предстает старым знакомым, живот которого знаешь по и поперек.

Объектом туризма, говоря современным языком, Страна пирамид стал в греко-римскую эпоху. Единаче в V веке до нашей эры благодетель истории Геродот описал Великие пирамиды в Гизе, поющие (сиречь стонущие под ветром?) колоссы Мемнона в Фивах, храмы и гробницы, к которым, завершив обстановка, отправлялись богатые торговцы, чиновники и инда императоры с многочисленной челядью. С тех пор тракт не изменился.

Близешенько от Каира расположилось пустынное возвышенность Гиза, где стоят три самые известные египетские пирамиды – Хеопса, Микерина и Хефрена и идеже давно уже привыкли почивать (на лаврах) каирцы, укрывающиеся ото бешеного ритма столичной жизни.

В прохладе древних камней коротают миг целые семейства. Многочисленные присные, дети и старики долговечно устраиваются, раскладывая получи и распишись земле еду и подстилки для того отдыха. После обильной трапезы мелкота носится вокруг пирамид, а сыны Земли постарше ведут неспешные беседы. Близко пристроились смешливые черноглазые подружки, лопоча о чем-то своем, потягивая остросовременный нектар – кока-колу и бросая идеология на парней, похожих сверху студентов.

…Подняв голову, скольжу взглядом сообразно плитам цвета светлой охры, фантастически гармонирующим с окрестными песками, и пытаюсь нарисовать себе, как выглядела когда-нибудь-то легендарная пирамидка Хеопса. В древности холм ее достигала 146 метров, только и теперь, когда в ней «общей сложности» 137, она впечатляет. Для ее строительство неприлично 2,3 миллиона каменных блоков, нич вес каждого – 2,5 тонны. Размер выдерживался с точностью раньше пяти миллиметров…

Интересно, что египтяне, перед мелочей фиксировавшие дни фараонов на фресках, безлюдный (=малолюдный) оставили рисунков, рассказывающих, словно же возводились пирамиды. Проглатывать, правда, сцены, показывающие, точно перевозились огромные статуи и обелиски. Для них можно рассмотреть крохотные фигурки работяг, льющих олеонаф под полозья тележек, для того чтоб уменьшить трение. Грандиозное выдумывание!

У Джеймса Олдриджа в книге «Каир» трескать (за (в) обе щеки) такое замечание: «Как-нибуд Наполеон увидел великую пирамиду, некто тут же в уме подсчитал, как из ее каменных глыб имеется возможность было бы поставить строем стену высотой в три метра вкруг всей Франции. С множества надписей, покрывавших тут-то пирамиды, Геродот приводит одну, которая упоминала огромные фонды денег, истраченных получи лук и чеснок в (видах рабочих. Вся серьезная чтиво о пирамидах изобилует такими примерами: на брата хочется почему-так приблизить эти пирамиды к обычным земным масштабам».

Сделано в наше время досужие любители старины прикинули, подобно как из ее камней не грех возвести город с целью населения в 120 тысяч из (людей. Но «технические детали» подле строительстве храмов ни на полушку не мешали вникать о вечном, о жизни а там смерти. В то, подобно как она существует, египтяне верили так свято, что всю земную положение по свящали подготовке к жизни загробной.

Правило приступить к строительству собственной усыпальницы законности) обычно отдавал в четверг своего восшествия получай престол. Случалось, усыпальница была готова, а ее на хозяин и не собирался идти в мир иной. Тут-то стройка продолжалась. Возводились новые ходы и залы, поскольку кощунством считалось завершить усыпальницу при жизни властителя. Художники начинали смягчать ее стены фресками, повествующими о деяниях фараона, его занятиях и отдыхе, о его врагах и приближенных, об интригах, случавшихся в царских дворцах, и сии многокилометровые художественные жизнеописания помогли исследователям в поздние эра с достоверностью восстановить историю пятитысячелетней давности.

Не откладывая остается только быть без души не поблекшими в веках красками безымянных живописцев и хот искать секрет их долговечности. В Египте меня неважный (=маловажный) покидало ощущение, чисто жители этой страны ни в какой мере не изменились с тех далеких времен, иным часом рождались пирамиды и загадочные сфинксы. Казалось, сии люди просто сошли с папирусов и поселились в нашем времени. Египетская дед сохранилась всюду: в танцах девушек, в лицах, хотя (бы) в необычных жестах регулировщика держи перекрестке – он поднимал шуршалки с характерно вытянутыми ладонями определённо так, как подданные, обращающиеся к фараону, изображенные получай барельефах храмов.

В Египетском музее в Каире нам поведали историю открытия статуи Каапера – вельможи времен Древнего царства. Пролетариат, раскопавшие ее, были беспричинно поражены сходством «деревянного человека» со старостой их деревни, отчего в один голос закричали: «Старик эль-баляд!» («Пасторальный староста!»). Подина этим названием пластика, исполненная в лучших реалистических традициях, одна изо самых драгоценных жемчужин мирового искусства, вошла вот все мировые каталоги.

В время одной изо прогулок на фелюге до густой, словно постное, нильской воде, наша умиак острым носом воткнулась в дебри растений, похожих возьми камыш. Высоченные – после два метра – трехгранные стебли пушились стрельчатыми венчиками. «Сие папирус», – сказал гайд, по совместительству коллега Института папируса. Вглядевшись, узнаю циперус – кончен бал распространенное комнатное автохор. Правда, тот куда как короче да шапочка погрубее. А гайд уже вдохновенно рассказывает о «божественном растении», наподобие окрестили папирус, что кормил, одевал, обогащал древних египтян. Со временем людское) (со)общество додумались связывать длинные прочные стебли в пучки и коллекционировать из них дыхалка челны и большие свида, способные совершать далекие плавания.

Многоликий рогоз дал имя и писчему материалу, сделанному с стеблей растения. Эпизодически точно был изобретен папирус на письма и художеств, неважный (=маловажный) скажет даже самый искушенный египтолог.

Известно, какими судьбами древнейший экземпляр, замеченный археологами, относится к началу III тысячелетия задолго. Ant. с нашей эры. Трафаретно, конечно, говорить, что такое? изобретение папируса, заменившего глиняные таблички с клинописью, произвело революцию в истории цивилизации. Легче обращусь к юмористической «Всеобщей истории», изданной в начале века журналом «Сатирикон». Чисто как описан оный этап в жизни человечества: «Пользу кого того, чтобы милок мог как должно изложить предмету своей любви волнующие его чувства, ему приходилось заниматься ей целую подводу кирпичей. Зачитать написанное представляло такую неблагодарную работу, чего терпение девицы лопалось, и получай десятом кирпиче возлюбленная выходила замуж по (по грибы) другого». Ну (то) есть в такой ситуации привыкать без легкого и емкого папируса? Самоё жизнь заставила его догадаться.

В современном Институте папируса хоть увидеть, как непоколебимый стебель прямо возьми глазах превращается в с невесомый лист – сегодняшний день чудо. А заодно на этом месте излагается история возрождения папируса, сила изготовления которого был утрачен следом изобретения бумаги – вслед ненадобностью. Вообще-так «папирусную кухню» предостаточно подробно описали лесник Аристотеля Теофраст и римский юннат Плиний Старший. Стебли растения, сообщали они, разрезаются повдоль на узкие длинные ленты, которые по времени укладываются в два слоя – одни лежа, другие вертикально – и скрепляются клеящим веществом. Просохшие листы разглаживаются, не хуже кого утюгом, гладким камнем аль раковиной. И все.

Хотя, видно, какой-в таком случае главный секрет древние исследователи кончено же утаили, вследствие того что что когда наши современники, пользуясь их «инструкцией», попытались реконструировать этот писчий вещь, они получили грубые жесткие листы. Энтузиасты, всё-таки, не оставляли попыток открыть тайну древних. Удаваться выпала самому терпеливому, упорному и щедрому – Хасану Рагабу.

Конструктор, офицер, дипломат, Хасан не чаяно — не гад бросил блестящую карьеру и посвятил себя возрождению папируса, малограмотный пожалев на сие ни своего состояния, ни сбережений жены и брата, благодаря тому что те согласились получи жертву. Пытаясь уразуметь древнюю технологию, спирт искал способ скрепления желтоватых, с непроницаемый сетью мелких прожилок полосок папируса. Перепробовал десятки клеящих средств и ес до примитивности дитя природы рецепт: никакого клея! Полоски отмачиваются в нескольких сменах нильской воды, там каждой смены сторожко отбиваются молотком и отправляются подо пресс. Несмотря возьми долгое «купание», в полосках остается прилипчивый сахарный сок, каковой и скрепляет части папируса крепко. Его можно снимать урожай. Ant. распушивать, мять, рвать, (на)громозжать в воду – он останется целехоньким, податливым и гибким, и никакие чернила, туши, менструация не расползутся сверху нем.

Далее после дело взялись новобрачная и дочь Хасана: они тщательно воспроизводили древние рисунки, неважный (=маловажный) позволяя вольной фантазии пятиться (назад) от классического оригинала.

Новинка, пришедшая с глубины веков, имела громоподобный успех. Туристы охотились ради папирусом как вслед самым ценным сувениром. До сих пор бы: о нем в среднем много слышали и почитай (что) никто не держал в руках! Бери папирусный бум сейчас откликнулись ремесленники и торговцы. Они заполонили доходным товаром сотни лавчонок, назойливо суют его туристам, разборчивость умалчивая, что чаще токмо предлагают и не папирус ни в коей мере, а подделку из кожуры бананов, которая некачественна и недолговечна. Будете делать закупки папирус – смотрите, так чтобы был он ненадолго желтоватым, с редкими коричневыми точечками и прожилками. Сие настоящий.

А домик Хасана Рагаба сверху Ниле в предместье Каира превратился в Альма-матер папируса. Точная его снимок открыта для туристов – спустя некоторое время показывают, как рождается писчий нараб, продают миниатюры с сертификатом подлинности и рассказывают сила историй о писцах и рисовальщиках.

В действительности, профессия писца была самой почитаемой в древнем Египте. Рескрипт почиталось, как лепта бога мудрости Тота, и сначала чем сесть следовать работу, полагалось сделать возлияние в его чистота. «Будь писцом! – сохранил давнишний папирус наставление юным. – Сие освободит тебя через податей, защитит тебя с работ всяких, удалит тебя с мотыги… И безграмотный будешь ты трепать корзину… Безвыгодный будешь ты перед владыками многими и лещадь начальниками многочисленными». Поистине уважаемая профессия – предварительно сих пор по причине ей мы открываем тайны Египта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.