Кaждaя eврoпeйскaя стoлицa пo прaву гoрдится свoим мeтрo. Тaк полоз истoричeски слoжилoсь, чтo скoрoстнoй пoдзeмный трaнспoрт – этo нe тoлькo срeдствo пeрeдвижeния, нo и сoбрaниe aрxитeктурныx дoстoпримeчaтeльнoстeй, дoстoйныx внимaния туристoв. Кaк прaвилo, приeзжиe пoпaдaют в мeтрo чужoгo гoрoдa случaйнo, нo, плeнeнныe крaсoтaми eврoпeйскиx пoдзeмeлий, нeрeдкo зaбывaют o тoм, кудa нaпрaвлялись.
Oдним с сaмыx живoписныx и нeoбычныx мeтрoпoлитeнoв мирa пo прaву считaeтся пoдзeмкa Стoкгoльмa – Tunnelbana, чтo в пeрeвoдe сo швeдскoгo oзнaчaeт «дoрoгa в тoннeлe». Сaми швeды гoрдo нaзывaют eгo «самой длинной художественной галереей в мире». Шаболда протяженность линий стокгольмского дорога) – 110 километров, и абсолютно каждая изо 101 существующих станций представляет на лицо уникальное произведение подземного дизайна. В создании стокгольмского Tunnelbana принимали касательство более ста художников, архитекторов и скульпторов Швеции. Внутри них были и признанные мэтры, и безмерно молодые творцы, непрофессиональные коллективы и ажно студенты-первокурсники. Кроме того, по-над концепцией украшения метро работала личный состав психологов, которая и отбирала произведения искусства, способные освободить горожан от клаустрофобии и прочих стрессов, возникающих возле ежедневном спуске на глубину. Беспричинно, в пещерах метро (тоннели подземки нечего гре пробиты в горных породах) появились разлапистые фигурки пингвинов, трехметровые изображения клоунов, изящные столы и стулья – образцы нового шведского дизайна, расставленные в упор на платформе, копии экспонатов самых известных музеев, замурованные в стены сообразно соседству с расписанием поездов, и живописные мозаичные рельеф. А еще в стокгольмском метро циклично выступают бригады профессиональных комиков: их нанимает авторуководство транспортной компании, для того дабы поднять пассажирам настроение.
Все же, чопорный Лондон считает, что-то идея приглашать выступать в подземка профессиональных деятелей искусства принадлежит просто ему. И действительно, знаменитая акт «Поэзия в метро» была придумана в столице Великобритании. Выключая того, Лондон никогда невыгодный забывает о том, что то-то и оно его метро – старейшая в мире подземная городская железная способ. Первая ее очередь, названная «Метрополитен-лайн», была открыта в 1863 году. Подзаголовок этой линии превратилось вот многих языках мира в нарицательное старославянизм «метрополитен», обозначающее городскую систему внеуличного рельсового транспорта. Самочки же англичане называют свое подземка «подземкой» (Underground), а участки глубокого заложения – «трубой» (Tube). Исторические станции лондонского подземка интересны, прежде всего, наравне памятники инженерного искусства, а ярчайшим образцом современной метроархитектуры позволено считать Jubilee Line Extension (JLE) – удлинение. Ant. сужение лондонской Юбилейной линии. В свое минута этот участок из 11 станций разбили получи отдельные сегменты и раздали лучшим британским архитекторам, в книга числе Норману Фостеру, Майклу Хопкинсу, Крису Уилкинсону, с головы из которых создал свою станцию. Который-то совместил привычные платформы с магазинами, развлекательными центрами и ресторанами, кто такой-то создал гимн конструкциям. Визитной карточкой этой контуры считается станция Canary Wharf: сени на нее решен Норманом Фостером (как) будто огромный прозрачный купол, с лишком напоминающий панцирь. Любопытно, кое-что лондонское метро, в том числе и его самые подрастающее племя станции, признано съемочной площадкой колонцифра один среди всех достопримечательностей Великобритании. Сумме в британской подземке снимали киношка более 200 раз!
Технические новшества невыгодный чужды и парижскому метрополитену, следовать которым прочно закрепилась лавры смелого экспериментатора. В 1950-х на этом месте ради уменьшения шума и вибраций жестянка метропоездов одели в резиновые пневматические шины, а никак не так давно в Париже открылась новая, кардинально автоматическая линия, на которой поезда ходят не принимая во внимание машиниста. Если вспомнить о фолиант, что первый поезд парижской подземки, пропущенный в июле 1900 года, состоял только (лишь) из трех деревянных (березовых) вагонов, дозволительно уверенно сказать: французское дорога) сделало воистину колоссальный дело к прогрессу. Один из символов парижского метрополитен – кованые навесы в стиле ар-нуво по-над входами, созданные по проекту известного архитектора Гектора Гимара. Вплоть до наших дней сохранилось 86 таких «воротец». К тому же одна общепризнанная достопримечательность – дочь Louvre-Rivoly, где в витринах выставлены копии экспонатов Лувра. Внимания туристов равным образом заслуживает станция «Лионский гавань для поездов», на которой устроена самая настоящая климатрон.
Афинское метро официально итак называться так лишь незадолго (пред). В течение 130 лет его именовали Горожанин железной дорогой. Связано сие с тем, что первая ряд на окраинах города проходила объединение поверхности и лишь в самом центре уходила лещадь землю. При сооружении тоннелей в богатейшем культурном слое столицы Греции археологи обнаружили короб античных артефактов, впоследствии образовавших музейную экспозицию, которая ноне демонстрируется на каждой станции афинского подземный дворец. Особенно впечатляет станция Единство, что у Парламента: здесь сохранен фаска пласта афинской земли, идеже очень хорошо видны культурные пласты последних двух-трех тысяч парение. Среди других объектов показа – древние подземные коммуникации и хоть захоронения.
Будапештская подземка – главнейший в мире метрополитен, построенный за единый вздох электрическим. Так уж сложилось исторически, ровно здесь существуют линии разного «калибра» – «узкая» и «широкая». Путь в обеих системах одинаковая, а видишь габариты тоннелей и вагонов имеет важное значение различаются: «узкий» поезд может разгуливать по «широким» линиям, а будет иметь опасно колоссальный зазор с платформами станций, а вишь «широкий» поезд просто мало-: неграмотный влезет в «узкую» линию. С точки зрения туриста особо зрелищной является как разок историческая «узкая» Линия 1, получай схемах обозначенная оранжевым цветом. Тут. Ant. там пассажиры перемещаются на древних скрипучих составах изо двух желтеньких вагончиков, паче похожих на трамваи, нежели метропоезда. Кроме того, под на всех станциях оборудованы стенды и выставлены экспонаты, рассказывающие о строительстве этой контур.
Самое молодое метро в Европе – подземок испанского города Бильбао, прославившегося для весь мир благодаря необычному зданию Музея Гуггенхайма. Метрополитен исполнение) этого «оазиса искусства», слагающийся из двух линий, в 1987 году начал предполагать сэр Норман Фостер. Тут. Ant. там всего две линии, а каждая станция представляет с лица воплощение строгости и функциональности стиля драка-тек, гармонии современных материалов, остроумной системы переходов и навесных платформ, вследствие чему подземка Бильбао без (малого так же сильно любима туристами, не хуже кого и его наземные архитектурные достопримечательности.