Минтрaнс Рoссии прeдстaвил пeрeрaбoтaнную вeрсию скaндaльнoгo прoeктa пoпрaвoк в фeдeрaльныe aвиaциoнныe прaвилa (ФAП) в чaсти прoвoзa ручной клади. По сравнению с первоначальной версией, против которой проголосовали 98% высказавшихся на портале проектов нормативных актов, в проект внесены несколько улучшений. Однако ряд проблемных вопросов остался без ответа, и к тому же появились несколько новых спорных моментов, сообщает Aviablogger.com.
Какая норма ручной клади теперь предлагается? Как и в прежнем варианте, минимальная норма ручной клади — 5 килограмм. Однако теперь в проект внесено слово «бесплатно», и больше нельзя толковать эту норму как возможность взимать плату за ручную кладь.
Более того, в новом варианте возможность взимания платы за ручную кладь вообще не предусмотрена даже теоретически. Все, что не поместилось в норму ручной клади и не относится к бесплатно перевозимым вещам, пассажир обязан сдать в багаж. При этом неизвестно, что делать в случае, если превышение нормы ручной клади обнаружилось уже у выхода на посадку, когда сдать в багаж обычным способом уже ничего нельзя. Исходя из текста проекта, напрашиваются два возможных варианта — просто выбросить лишнее, или сдать излишек в багаж у выхода на посадку за дополнительную плату.
Кроме того, по сравнению с первым вариантом, авиаперевозчиков лишили права определять габариты ручной клади (они могут лимитировать только вес). По усмотрению авиакомпании, весовой лимит бесплатной ручной клади может быть и больше 5 килограмм.
В целом сама по себе норма в 5 килограмм абсурдна, поскольку подавляющее большинство пассажиров перевозят больше. Фактически такая норма лишь провоцирует авиакомпании заставлять пассажиров сдавать больше вещей в багаж за дополнительную плату. Подобная норма также исключает использование очень популярных колесных чемоданчиков cabin size, поскольку любой из них с содержимым весит больше 5 килограмм.
Бесплатна ли перевозка рюкзаков в салоне самолета? И да, и нет. Как мы уже сообщали, новая версия списка бесплатно перевозимых предметов действительно включает рюкзак. Однако он включен туда в совершенно иезуитской формулировке — «рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика». Иными словами, авиакомпания вправе установить, допустим, вес в 1 килограмм или размеры 10×10×10 сантиметров — и вот уже никакой рюкзак никуда бесплатно не летит.
Словом, в нынешнем виде эта норма бессмысленна и оставляет вопрос о рюкзаке полностью на усмотрение авиакомпании — как если бы рюкзак вообще не упоминался в правилах. Чтобы этот пункт правил обрел какой-то смысл — должны быть установлены минимальные ограничения веса или габаритов рюкзака.
Что еще появилось в списке бесплатно перевозимых предметов? По сравнению с первым вариантом, в список вернули верхнюю одежду и вещи, необходимые по медицинским показаниям — лекарственные препараты, «специальные диетические потребности», трости, ходунки, роллаторы и иные технические средства реабилитации.
В списке также остались дамская сумка или портфель (их размеры по-прежнему не лимитированы, при этом бесплатный провоз рюкзака лишает пассажира права на дамскую сумку или портфель и наоборот), детское питание, детская люлька, костюм в портпледе, костыли или складная кресло-коляска. Однако авиакомпании получили право лимитировать вес и габариты детской люльки и отказывать в ее бесплатной перевозке, если она им не соответствует.
Чего в списке бесплатных предметов по-прежнему нет? В него так и не вернули всю электронику, в том числе мобильные телефоны, фотоаппарат, ноутбук, видеокамеру. Профессиональные фотографы и видеооператоры будут очень недовольны. Кроме того, исключенными из списка остаются зонтик, папка для бумаг, печатные издания для чтения в полете и букет цветов.
С электроникой есть еще одна проблема — для ее провоза многие используют компьютерные сумки вместо старомодных портфелей. Однако в бесплатном списке по-прежнему числятся только портфели, и неизвестно, будут ли авиакомпании относить к таковым и компьютерные сумки. Это оставляет почву для двояких толкований и потенциальных конфликтов.
Что с нормами сдаваемого багажа? Появилось странное ограничение, требующее заранее извещать перевозчика о провозе места багажа весом более 30 килограмм. Сейчас этот лимит составляет 32 килограмма, и он общепринят в мире. Зачем потребовалось вводить какой-то свой лимит и ставить российских перевозчиков в сложное положение на мировом рынке — неизвестно. Оптимальным решением, пожалуй, было бы отказаться от изменений и сохранить стандарт в 32 килограмма.
В остальном ФАП просто повторяют новую формулировку Воздушного кодекса (вступает в силу в октябре), по которой минимальная бесплатная норма составляет 10 килограмм, но только если пассажир купил билет с возможностью его возврата. Авиакомпании вправе устанавливать более высокие нормы и распространять их в том числе и на невозвратные билеты. В целом, этот пункт поправок чисто технический, так как ФАП не могут противоречить более высокому нормативному акту, в данном случае — Воздушному кодексу.
Что с суммированием норм багажа летящих вместе пассажиров? Формулировка частично улучшена. В новой версии суммирование норм распространяется не только на бесплатные нормы багажа, но и на платные. Летящие вместе два пассажира, каждый из которых имеет право, например, на провоз 1 места багажа по 23 килограмма, получат возможность сдавать, например, одну сумку в 30 килограмм, а другую в 15. Аналогично, если каждый из них купил по платному месту в 20 килограмм, они могут сдать, например, одно место в 25 килограмм и одно в 10 или 15. При этом любое место багажа не может весить более 30 килограммов.
Неурегулированным остался вопрос о суммировании веса багажа одного пассажира, имеющего право на провоз двух и более мест багажа. Обычно это относится к пассажирам бизнес-класса или участникам элитных уровней программ лояльности, а также к летящим по маршрутам, где действуют промоакции по провозу увеличенных норм багажа. Сейчас авиакомпании нередко запрещают пассажиру, имеющему право на провоз, к примеру, 2 мест по 23 килограмма каждое, сдать вместо этого одну сумку весом в 25 или 30 килограммов. В новом тексте эта проблема по-прежнему обойдена стороной.
А можно ли бесплатно провозить покупки из Duty Free? В Европе многие перевозчики имеют в правилах пункт о бесплатном провозе покупок из Duty Free, а в некоторых странах это даже закреплено законодательно для стимулирования торговли в аэропортах. Однако рабочая группа при Минтрансе пока осталась глуха к обращению Евразийской ассоциации беспошлинной торговли, объединяющей большинство российских магазинов Duty Free. Никаких льгот для покупок из аэропортовых магазинов вновь не предусмотрено, и учитывая вероятность резкого сокращения норм бесплатной ручной клади после вступления в силу этих поправок, многие пассажиры рискуют столкнуться с очень неприятным выбором. Если их покупки не уложатся в норму ручной клади, пассажиров могут поставить у выхода на посадку перед дилеммой – заплатить существенную сумму за сдачу покупок в багаж (с неизвестными последствиями для их целости) или просто выбросить только что купленное.
Единственным упоминанием о таких покупках в новой версии поправок стало требование к продавцам авиабилетов информировать пассажира до покупки билета о нормах багажа, ручной клади, списке бесплатно провозимых предметов и «условиях перевозки товаров, приобретенных в стерильной зоне аэропорта». По всей видимости, это означает позволение авиакомпаниям устанавливать по своему усмотрению некие нормы провоза таких покупок. Однако это не обязанность перевозчиков — они могут и не устанавливать их (или могут предусмотреть, подобно «Победе», платный провоз покупок из Duty Free, что полностью уничтожает весь смысл такой торговли). Ассоциация магазинов в своем обращении в Минтранс заявила, что неурегулированность этого вопроса нанесет удар по торговле в российских аэропортах и поставит их в невыгодное положение по сравнению с зарубежными магазинами. С этим можно только согласиться, однако пока в Минтрансе не пожелали решать проблему.
Что еще нового в проекте? В основном несущественные мелочи. В частности, отменяется бирка «ручная кладь» — сотрудников авиакомпаний и аэропортов на регистрации избавят от обязанности вешать ее на ручную кладь пассажира. Впрочем, этот пункт ФАП и ранее массово игнорировался, так что отмена бирки только узаконит происходящее.
Кроме того, чуть изменена формулировка об обязанности авиакомпании вернуть деньги за неиспользованную пассажиром норму платного багажа. По существу там мало что изменилось. Суть в следующем – если вы купили право на провоз платного багажа, но не воспользовались им (или воспользовались частично), то авиакомпания должна вернуть деньги за эту услугу. Но это не относится к случаю, когда пассажир выбирает более высокий тариф, включающий провоз большего количества багажа. Получить деньги назад можно лишь за неиспользованную отдельную покупку именно провоза багажа. Это также не покрывает случаи, когда пассажир, например, купил право на провоз места багажа в 20 килограмм, а провез только 13. Но вот если у авиакомпании еще была опция в 15 килограмм – то пассажир может вернуть разницу между ценой места в 15 и 20 килограмм.
Что в итоге? Проект все еще пестрит проблемными местами и по-прежнему отвечает интересам отдельных авиакомпаний в гораздо большей степени, чем интересам пассажиров. Внесенные поправки чуть улучшили документ, однако в нем осталась абсурдная норма в 5 килограмм, не используемая практически никем в мире. Не решен вопрос с провозом электроники, а формулировка условно-бесплатного провоза рюкзака достойна хит-парада бюрократической изворотливости, но не места в Федеральных авиационных правилах.
Пассажиры, которых не устраивает этот проект Минтранса, могут в течение двух недель до 21 сентября отправить свои замечания и дополнения по адресу [email protected], а также оставить их на портале проектов нормативных актов. Они также могут довести свое мнение до сведения СМИ, депутатов различных уровней и соответствующих госструктур.