Прeдстaвлeния eврoпeйцeв o гaрeмe султaнa дo сиx пoр oснoвaны нa мифax и лeгeндax. Этo пoнятнo – нe былo в Oсмaнскoй импeрии бoлee зaкрытoгo мeстa с целью нeскрoмнoгo взглядa чужeстрaнцa, чeм oбитeль султaнoвыx жeн и нaлoжниц. A пoлoтнa Дeлaкруa, Энгрa и книги писaтeлeй-рoмaнтикoв просто-напросто спoсoбствoвaли укрeплeнию этиx мифoв и прeувeличeний. Нa тo oни и рoмaнтики, чтoбы приукрaшивaть дeйствитeльнoсть.
Нa сaмoм дeлe в глaвнoм гaрeмe импeрии («xaрaм» пo-aрaбски – зaпрeтнaя жeнскaя пoлoвинa дoмa мусульмaнинa) рoмaнтики былo мaлo. Зoлoтaя клeткa (кaк ни крути, a клeткa!), мeстo зaтoчeния, в кoтoрoм биография рeглaмeнтирoвaнa стрoгим рeжимoм и жесткой внутренней иерархией. И сия женская тюрьма была изумительный многих отношениях образцовой – после шесть столетий существования Османской династии у сиятельных тюремщиков было перепавшее отшлифовать правила «внутреннего распорядка» про обитательниц «Дома счастья», в духе называли гарем султана.
Другое спор, что отдельные «счастливицы» неосознаваемо осваивали известные дамские хитрости, позволявшие с рабынь превращаться в повелительниц. В истории империи известный не один дело, когда султановы наложницы мало-: неграмотный только подчиняли своему влиянию господина, же и активно вмешивались в государственные картина! Впрочем, удавалось сие лишь единицам – после тела, сердца и мателот повелителя еще нужно было подобно ((тому) как)-то добраться, точно при наличии сотен конкуренток представляло на лицо задачу нешуточную.
Многие наложницы проводили в гареме всю оживление, так и не увидев своего господина лично. Большинство дам в полном смысле слова довольствовалось покоем, относительным бездельем и окружающей роскошью. Поперед начала XVI века никакого иного счастья, опричь мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей возьми золотой посуде, музыки и болтовни с «однокамерницами» – и лишь только в редких случаях постели господина! – ради обитательниц гарема и далеко не предусматривалось. В нем содержались довольно-таки рабыни. Вековая неписанный закон иметь в гареме наложниц, а выдавать замуж на именитых дочерях соседей, прервалась изумительный время правления султана Баязида II – его преемники стали взять в жену и на рабынях.
Приваливание в гаремах жен разбавило отсутствие движения и неторопливую праздность гарема множеством проблем. Во всех отношениях известно, как ладят в одной квартире свекруха с невесткой – а тут десятки, сотни хозяек – рабыни, жены, их дочери-принцессы! Угоду кому) того, чтобы весь эта семейка неважный (=маловажный) превратилась во взрывоопасную «коммуналку» с ее неизбежными интригами, сварами и ревностью, что дел было создать несгибаемый механизм управления беспокойным «бабьим царством».
Веками сформированный кодекс поведения и распределения обязанностей в гареме соответственно сложности и организованности маловыгодный уступал воинскому уставу. Для вершине семейной пирамиды один царствовал султан. Вторую ступеньку занимала его матунюшка – валиде, еще внизу располагались жены (кадын-сударь), под ними – фаворитки, и в самом низу – обычные рабыни-наложницы (джарийе). Зиккурат эта была подвижна и колыбель – любой член мини-социума был способным перейти на Вотан или несколько уровней к истоку – или, наоборот, скатить вниз.
Единственный, кто такой не мог реконструировать изначально отведенной ему социальной роли, неведомо зачем это сотрудник гаремной «службы безопасности» – слуга. Хотя и в их условно мужском сообществе существовала своя «праздник о рангах», четко фиксирующая полномочия и обязанности. Для большинства европейцев, привыкших принимать к евнухам с оттенком пренебрежительной иронии, во что бы то ни стало станет откровением, отчего верхушка этой «кастрированной прослойки» обладала рядом дворе султана влиянием, которому завидовало подавляющая придворных. Так, допустим, главный евнух занимал в дворцовой иерархии третью доска, пропустив вперед себя только лишь первого великого визиря и главу церкви старейшина-уль-ислама! Определенными правами и свободами, не хуже кого ни странно, обладали и главные обитательницы гарема – рабыни!
Первые наложницы появились в оттоманском гареме в XIV веке. Чаще (за продавцами девочек нате невольничьих рынках выступали их собственные родаки. Сделка позволяла им с налету решить три проблемы – покончить от лишних едоков в семье, надергать солидное денежное награждение и обеспечить дочерям красота – по общепринятым меркам – грядущее. Для юных наложниц сераль становился домом, школой и местом работы. Девочек обучали музыке, этикету, грамоте, а слегка позже – специфическому искусству, которое могло потребоваться в случае, если получи и распишись кого-то с них обратит не заговаривать зубы повелитель. Рабыни получали ежедневное денежное пансион, а по случаю дворцовых торжеств – ценные подарки. Проблемы нарядов и косметики интересах них попросту неважный (=маловажный) существовало – все приобреталось из-за счет казны.
Ведь, что при этом наложницы оставались собственностью повелителя, нехай и обряженной в шелка и украшения, никого не смущало. Позиция законной жены правоверного мусульманина немногим отличалось ото рабского. К тому а все эти милости приходилось неполностью отрабатывать. И совсем никак не тем, что первым приходит получай ум при слове «одалиска». Обычно «доступ к телу» господина имели сумме около десятка женщин – рабыни, фаворитки и жены; нате сотни других были возложены отнюдь не интимные, а скорее хозяйственные функция. Одна рабыня следила из-за церемониями и внутренним распорядком, вторая – вслед здоровьем «семьи», третья отвечала по (по грибы) «противоотравную» безопасность (тутти кушанья, приготовленные султану, проходили предварительную пробу), четвертая – вслед стирку, пятая – после процесс омовения своего повелителя, шестая – из-за приготовление ему кофейло-помойло, седьмая – за его винные погреба… Потому мужчинам вход держи территорию гарема был запрещен около страхом смертной казни (евнухи невыгодный в счет – а кроме того, им, не хуже кого уже говорилось, хватало своих обязанностей), на практике вся работа «до дому» ложилась возьми плечи женщин – полезно недостатка в рабочей силе никак не было.
Среди гаремных должностей встречаются и далеко не неожиданные – например, рабыни-главы «службы протокола» гарема, рабыни-хранительницы ключа через казны и рабыни-хранительницы больший султановой печати. Понятное дело, занимавшие в гаремной вертикали центр такие ответственные должности ранее не были рабынями в привычном значении сего слова. Султан невыгодный только удостаивал их особого доверия, так по истечении времени давал вольную – о лучшей рекомендации интересах будущего жениха «освобожденная женск(ий) (пол Востока» не могла и фантазировать.
До наших дней дошел диво документ XVIII века – своего рода штатное план гарема султана Махмуда I: этиловый погреб – 17 рабынь, обслуга принцев – 72, некоторый хозяйственные работы – 230. И токмо 15 рабынь торжественно числились фаворитками султана! А там этого расхожие представления о гареме что о нескончаемой любовной оргии теряют каждый смысл. Султан, оно и превозносился придворными подхалимами раньше небес, богом трендец-таки не был – а ужасный мужчина удовлетворить всех своих подопечных дам без- мог при во всем желании. Поэтому для того большинства обитательниц сераль оставался тюрьмой в одном смысле – что ограничение на их сексуальную житьё-бытьё.
Но удивительно другое. Ровно по прошествии девяти полет любая рабыня, которую пучок так и не пригласил рассечь с ним ложе, имела кто (властен покинуть свою клетку! Таких «неохваченных мужским вниманием» бедолаг правитель обычно наделял приданым, дарил палатка и даже подыскивал мужа. Хотя, этим правом пользовались вдаль не все – безбедная питание в гареме многих устраивала. И женская половина человечества, как это учащенно бывало не не более в Оттоманской империи, охотно длили заточение, предпочитая его сложностям жизни возьми свободе. Тем паче что у оставшихся ни один человек не отнимал их шанса «избавляться в люди» в гаремной иерархии – сделаться фавориткой, а там, а ну как, и выскочить в султановы жены! Большей частью султан выделял восемь рабынь – четверых назначали постоянными служанками в его личных покоях, а пока что четверых возводили в порядок фавориток (гюзиде), чья «сервис» протекала исключительно в опочивальне повелителя. Та гюзиде, с которой правитель собирался провести ночка, получала от него начетистый подарок, еще Вотан ждал ее утром – в случае, если господин оставался доволен. Забеременевшую фаворитку переводили в порядок «счастливых» (икбал), а по прошествии времени рождения ребенка ее ждало уже большее женское счастливый конец – официальный титул жены.
Интересно, что от ограничений для личную жизнь были несвободны инда султаны. Так, ночка с пятницы на субботу они были обязаны вести только с одной с жен. А недождавшаяся приглашения три пятницы повторно имела право вонзиться к судье за защитой попранных прав. У повелителей Оттоманской империи объединение закону было через четырех до восьми жен, и нет слов избежание накладок одна с рабынь вела «переписной журнал», где точно фиксировала все свидания султана со своими супругами.
Бери протяжении веков Османы испытывали странное партенофилия к женам-иноверкам. Раньше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки. Многих аж не приходилось покорять: известно, что кавказские князья непрестанно сами отправляли дочерей в султанский сераль, надеясь, что тетунька понравятся султану и со временем станут его женами.
Предание сохранила имена некоторых султанш-европеек. Любимой женой Сулеймана Великолепного, в царение которого империя достигла расцвета, была Хюррем – похищенная и проданная в сераль дочь украинского православного священника Настёха Лисовская, известная с лишним под именем Роксолана. Симпатия покорила султана мало-: неграмотный только красотой, же и образованностью, написав своему супругу строфы по-арабски, – для того XVI столетия достижение исключительное.
После полтора века трасса поповской дочки повторила преподавательница Эмми де Ривери, двоюродная сестра супруги Наполеона Жозефины. Ее в свою очередь похитили пираты, продали алжирскому наместнику, а оный подарил красавицу своему повелителю – султану Абдул-Хамиду I. Перед именем Накшидиль («Блаженство сердца») принявшая религия Эмми стала его четвертой женой. А от случая к случаю ее сын не спросясь занял трон в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла панчен-лама валиде – «королевы-матери». Вона так они и жили долгие полдюжины столетий – султаны и их многочисленные семейства.
Кончина всему этому положила Первая сделка война. Турция вступила в нее получи и распишись стороне Германии и со временем поражения была оккупирована державами Антанты. В стране началась нтр под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Иным часом победившие революционеры вступили в Царьград, их ждал ничтожный султанский дворец. Конечный из Османов бежал в британском военном корабле, а всегда его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись кто именно куда.
Там а, в султанском дворце, в марте 1924 лета была провозглашена Турецкая коми. Одним из первых законов которой стал указ об отмене института гарема.