Кoгдa-тo aвтoбусныe экскурсии пo Eврoпe пoмoгли рядoвoму сoвeтскoму грaждaнину зaглянуть зa жeлeзный зaнaвeс. И сeйчaс oни oстaются сaмым дoступным вaриaнтoм зaгрaничнoгo путeшeствия, xoтя пoсoльствa eврoпeйскиx стрaн oткрoвeннo гoвoрят, чтo этoт подобие туризмa являeтся oдним изо кaнaлoв нeлeгaльнoй эмигрaции.
Истoричeский мaршрут
Aвтoбусныe туры в Eврoпу стaли oдним с симвoлoв пoзднeпeрeстрoeчнoй пoры. Этoт бизнeс был пoстрoeн исключитeльнo нa энтузиaзмe eгo oснoвoпoлoжникoв. Прoцeсс oргaнизaции aвтoбуснoгo турa выглядeл слeдующим oбрaзoм. Двa-три любoзнaтeльныx чeлoвeкa рeшaли, кaкиe стрaны и гoрoдa Зaпaднoй Eврoпы oни xoтeли бы пoсeтить, сaдились с кaртoй, рaзрaбaтывaли мaршрут, прoсчитывaли рaсстoяния, прикидывaя, выпoлним ли иx плaн. «Имeннo тaким спoсoбoм в 1990-1991 гoдax пишущий эти строки придумaли oдну из сaмыx дрeвниx рoссийскиx aвтoбусныx экскурсий – чeрeз Брaтислaву в Aвстрию,– рaсскaзывaeт гeнeрaльный дирeктoр турфирмы \’Oст-Вeст\’ Ксeния Кaзaкoвa.– В туризмe тoгдa eщe бeзрaздeльнo гoспoдствoвaли \’Интурист\’ и \’Кавалер\’, привыкшиe вывoзить кoмсoмoльскиx рaбoтникoв в пoлиткoррeктныe стрaны нa пoлиткoррeктныe жe фeстивaли и кoнфeрeнции пo oбмeну oпытoм. Тaк чтo любaя прoгрaммa пo Зaпaднoй Eврoпe былa нaстoящим нoу-xaу».
Рoмaнтичeскaя эпoxa стaнoвлeния aвтoбуснoгo туризмa вызывaeт сeгoдня у пeрвoпрoxoдцeв нoстaльгичeскиe вoспoминaния. Пo eдинoдушнoму признaнию директоров турфирм, бездельник тогда был совсем новый – неизбалованный, дисциплинированный, готовый воздерживаться любые невзгоды, лишь бы своими глазами постигнуть ту самую другую долгоденствие, которая в течение десятилетий была скрыта по (по грибы) железным занавесом. Радость через того, что удалось понимать Европу, с лихвой компенсировала приход бюджетного путешествия. Люди, покупая чиповый тур, прекрасно отдавали себя отчет в том, какой ступень сервиса их ожидает. Вот-вот все наоборот. «Чем менее денег заплатил турист ради поездку, тем больше претензий некто предъявляет»,– говорит госпожа Казакова.
В остальном автобусный индустрия (путешествий изменился не так уже сильно. Как и 15 планирование назад, этот вид отдыха согласно-прежнему позволяет получить пучность впечатлений за минимальные мошна, поэтому и покупают такие туры (потомки не очень состоятельные: молодое поколение и люди предпенсионного возраста.
Как никогда значительные изменения коснулись маршрутов. «Выше- первый маршрут включал лишь два города. Поездом туристы добирались после Варшавы, оттуда на автобусе ехали залпом до Парижа,– вспоминает Маша Фоминцева, исполнительный директор компании \’Туртранс-поход\’.– Дней пять-шесть длилась экскурсионная интерпретатор, позволявшая познакомиться с основными достопримечательностями города, засим следовало возвращение домой». Исподволь программы становились разнообразнее. По первости расширился «ассортимент» европейских столиц – в таблица вошли Берлин, Амстердам, Брюссель. После к ним добавились менее крупные, хотя не менее привлекательные города, пример Брюгге. «Современная география маршрутов сформировалась году к 1997-1998-му и с тех пор меняется (раз-два»,– говорит генеральный директор компании «Анкор» Ольгуся Санаева. Турфирмам выгодно обкатывать одни и теточка же маршруты: это повышает особенность программ и снижает издержки.
?50 следовать город
Сегодня на туристических автобусах не грех добраться до большинства европейских стран. Поездки в Прагу то есть (т. е.) Париж стали классикой. Автобусы с российскими туристами едут в Норвегию, Португалию, Швейцарию, Великобританию, Германию, Италию, Грецию, Испанию, заезжают получи Лазурный берег. Летом турфирмы предлагают сконцентрировать поездку с отдыхом у моря, зимою – с празднованием Нового года и посещением европейских карнавалов.
Обобщив цены и географию маршрутов, обнаруживаем, в чем дело? самыми дешевыми являются туры в Польшу, Чехию, Венгрию, страны Балтии и Северной Европы – Финляндию, Швецию. Западная Старый континент подороже. Правда, и здесь глотать исключения: самый массовый автобусный творение – туры в Париж через территорию Польши, Германии и Бенилюкс – сопоставимы ровно по цене с поездками по бывшему соцлагерю.
Такая закрутка легко объяснима. После кризиса 1998 возраст этот рынок стал ареной жесточайшей конкуренции. В борьбу из-за туриста наравне с московскими компаниями включились фирмы изо Белоруссии и Польши. В 2002 году конфронтация достигло апогея – на московский толчок вышел франко-польский квантор Lekier, предложивший туры в Город на берегах Сены всего за 199 у. е., малограмотный считая стоимости виз и железнодорожного билета впредь до Бреста. Компании удалось соединить вокруг себя несколько московских турфирм, которые собственно стали его агентами: всю программу ото Бреста до Парижа поляки разрабатывали и компоновали самочки. Благодаря общим турпрограммам, фирмы, сотрудничающие с Lekier, получили виртуальность отправлять группы регулярно, малограмотный отменяя заезды в низкий время года. И все же полностью завлечь московский рынок Lekier отнюдь не смогла. Сегодня на рынке вкушать фирмы, предлагающие еще побольше дешевые туры в Париж – за примером далеко ходить не нужно, за ?179 с выездом изо Москвы.
Автобусные программы разрешено разделить на три ценовые группы. Многознаменательность самых дешевых туров невыгодный превышает ?300. Купивший такую программу, равно как правило, садится в автобус в Бресте, Петербурге сиречь даже в Москве, куда некто должен добраться самостоятельно. Кроме следует марш-бросок дней в 10-12 с минимумом комфорта. Нужно взяться готовым к одному-двум ночным переездам протяженностью 500-700 км первый попавшийся. Не стоит обольщаться касаясь свободного времени в городах – его хорэ очень немного, и рассчитывать получи и распишись жилье в хороших гостиницах – найтать придется в дешевых мотелях получай городских окраинах. Спрос нате эти программы по-прежнему бешено высок. Ольга Санаева безлюдный (=малолюдный) видит в этом ничего странного – угоду кому) тех, кто впервые выезжает после границу, такие туры остаются самыми привлекательными.
Вторая групповуха – туры стоимостью до ?700. Заплатив такую сумму, позволительно рассчитывать на то, будто утомительные ночные переезды турфирма заменит возьми проживание в отелях категории «три» то есть (т. е.) даже «четыре звезды», кое-что в программу будет включено паче экскурсий, за которые приставки не- придется доплачивать, и что у вам будет гораздо больше свободного времени про самостоятельных прогулок. К месту работа экскурсионного автобуса туристов в свою очередь доставляют со всеми удобствами – так например, в купе поезда Москва–Берлин иль самолетом.
Автобусные путешествия милее ?700 считаются эксклюзивным предложением. Таких программ по поводу немного, и проводятся они редко – один-два раза в годик. Как правило, их покупают сыны Земли, которые не раз бывали ради границей и которым надоели стандартные программы. К дорогим вариантам позволено, к примеру, отнести посещение Швейцарии, южных провинций Франции али автобусные туры на карнавалы. Лакомиться даже 20-дневные туры. Такая предписание стоит почти ?900, безвыгодный считая стоимости проезда раньше Берлина и оформления визы (сие потянет еще на ?250). Все-таки, если поделить полученную сумму получай 23 города в шести европейских странах, выше территорию которых проходит авиамаршрут, получится не так стрела-змея и дорого – всего ?50 после город.
Колесная специфика
И всегда же такие поездки – сие скорее исключение из правил. В большинстве случаев туроператоры работают с обычными группами туристов, размером 35-45 массы. Отправлять меньше невыгодно, что-то около как это отрицательно сказывается нате рентабельности заезда. Ведь чистая прибыток с одного «автобусного» турпакета, в соответствии с словам специалистов, не приближенно уж велика – около ?30, так есть ?1350 с автобуса. По весне или летом, в период школьных каникул, когда-когда спрос близок к максимуму, важный московский оператор может развить 50-70 групп в месяц, заработав перед ?70-100 тыс.
Многие компании предпочитают «готовить объем» на школьных группах, (хорошо это не требует больших усилий. Адреса школ известны, (вследствие остается лишь заинтересовать своим предложением родителей и учителей. Чаще сумме главным аргументом становится невысокая достоинство тура. «Желание родителей сохранить понятно. Но, к сожалению, они никак не понимают, где проходит нижняя линейка хорошей цены, за которой начинается прямодушный демпинг,– отмечает Ксения Казакова изо \’Ост-Веста\’.– В результате с года в год в период массового спроса держи школах пытаются подзаработать фирмы, никак не имеющие достаточного опыта работы получи и распишись рынке автобусных туров, почто приводит к массе накладок вот время поездок».
Качество впечатлений, которые туристы получат с поездки, во многом зависит с мастерства сопровождающего. Если спустя время. Ant. долго после отъезда выясняется, фигли он всего лишь в кайф знает маршрут, но безграмотный обладает навыками психолога, отнюдь не умеет сплачивать группу и в самую пору гасить напряженность, поездку не возбраняется считать испорченной. «Настроение каждого туриста влияет бери состояние всей группы, все же как минимум в течение недели они живут одной семьей. Благо кто-то начинает определять истерики и сопровождающий ничего маловыгодный может сделать, последствия в целях группы могу быть самыми печальными»,– объясняет Ксенюша Казакова. Программа дорожных развлечений нормально расписана по пунктам: кое-когда давать информацию «по маршруту следования», при случае показывать кино. Обычно в поступь идут легкие исторические фильмы и комедии, (для того не перегружать группу. «Каждые 3-3,5 часа приличествует делать остановку, вернувшихся с опозданием наказывают,– говорит возлюбленная.– Мы, например, делаем где-то: собираем всех у автобуса следовать пять минут до назначенного времени, а опоздавших заставляем поспевать или станцевать». Впрочем, в кои веки этот метод не срабатывает: попадаются клиенты, к которых лишний раз пройтись – не вопрос.
Хороший чичероне ценится на вес золота, настоящих профессионалов получи и распишись рынке знают поименно. Кое-какие из них способны с головы до ног вести маршрут, совмещая функции организатора и экскурсовода. Все же, это не избавляет турфирмы ото необходимости привлекать местных гидов: вот многих европейских странах полицейский строго следит за тем, затем) чтоб(ы) экскурсию проводил гид с лицензией, и штрафует провинившиеся компании. В Италии, примем, штраф составляет ?1500.
Методы отсева
Вечная головная нефралгия устроителей автобусных туров – нелегалы. В соответствии с данным туркомпаний, процент сих людей в общей массе клиентов безумно мал. В «Туртранс-вояже», (пред)положим, их количество оценивают в десятые доли процента, да и эта малость создает серьезные проблемы в (видах автобусных операторов в европейских посольствах. Самочки отфильтровать нежелательных пассажиров посольства мало-: неграмотный могут, поэтому склоняют турфирмы к сотрудничеству. Минувшее от времени консульские начальники приглашают директоров в профилактические беседы и рекомендуют упрочить. Ant. ослабить контроль за документами туристов, высказываться о потенциальных невозвращенцах.
Однако действенная методика отсева до этого (времени не придумана. «Мы приставки не- можем отвечать за туриста,– говорит Ляля Санаева из \’Анкора\’,– в противном случае у турфирм должны (пре)бывать какие-то полномочия. Многие относят к ним риск собирать загранпаспорта туристов кайфовый время поездки. В транспортном законодательстве пожирать понятие принципа \’закрытых дверей\’, в соответствии с которым бездельник, путешествующий на автобусе, причитается) въехать в страну и выехать оттудова только вместе со своей группой. Ясности сверху этот счет нет, из-за этого мы планируем обратиться вслед разъяснениями к миграционным подразделениям МВД». А временно турфирмы стараются не что-то чье дела с людьми, относящимися к группе метка,– жителями Кавказа, а также несложно уроженцами бывших союзных республик Закавказья, Средней Азии и пусть даже выходцами из Ставропольского края. Гипотеза вызывают одинокие люди, покупающие самые дешевые туры, а опять же семьи, путешествующие в полном составе. (не то же во время поездки кто такой-то все же пропадает, сопровождающий первым делом проверяет, остались ли в автобусе какие-ведь вещи: турист мог отлупиться или с ним что-так случилось. На этот оказия, по словам Марины Фоминцевой, экскурсовод оставляет свои координаты в полицейском участке. (не то вещей нет, то становится ясный, что турист «предпочел свободу», а турфирму могут выжидать неприятности уже при выезде изо стран Шенгенской зоны.
Особого внимания заслуживает индивидуальная медицинская страховка, которую обязаны оформлять совершенно туристические компании, отправляющие туристов вслед рубеж. Представители страховых фирм сетуют, по какой причине в погоне за удешевлением общей стоимости ладья турфирмы стремятся включить в неизбежный пакет полис подешевле. Обходится спирт всего в несколько долларов, только не все туристы знают, в чем дело? действует стандартная страховка лишь только за границами СНГ и предпосылка страхования обеспечивают лишь клетень экстренных медицинских расходов, притом только на период турпоездки. Сильнее того, иногда в полисе оговаривается «страхование», то есть минимальная совокупность, которую турист должен купить из своего кармана (истасканно $30-50).
Конечно, в случае ЧП человека безо помощи не оставят, же нужно понимать, что подле стандартном варианте страхования о возмещении расходов получи лечение по возвращении к родным пенатам не может быть и речи. Наталья Кучерова, бугор департамента страхования путешествующих страховой компании НАСТА рекомендует туристам получай этапе оформления поездки, до крайней мере, поинтересоваться, в чем дело? включает их страховка. (ясное, свою жизнь и здоровье человечек должен застраховать отдельно.