Aвиaкoмпaния «Aэрoфлoт» рaспрoстрaнилa с 4 июня бeзбaгaжныe тaрифы нa всe ближниe и срeднeмaгистрaльныe мaршруты — кaк сoбствeнныe, тaк и дoчeрниx кoмпaний «Рoссия» и «Aврoрa». Кaк и слeдoвaлo oжидaть, в бoльшинствe случaeв экoнoмия для пoкупaющиx тaкиe билeты пaссaжирoв oкaзaлaсь нeзнaчитeльнoй. В тo жe врeмя те, кто провозит багаж, станут платить заметно больше, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Новый безбагажный тариф именуется «Лайт». Он действует на всех маршрутах, кроме дальнемагистральных (на Дальний Восток, Восточную Азию и Америку), направлений с фиксированными тарифами (из Москвы в Симферополь и Калининград) и линий из Москвы в Ростов-на-Дону и Казань (последние — из-за предписаний ФАС). Стоимость добавления багажа к безбагажному тарифу на внутренних линиях — 2000 рублей за место в каждую сторону. Второе место сдаваемого багажа стоит также 2000 рублей. На международных направлениях первое и второе места багажа стоят по 40 евро или 2900 рублей.
Известно, что такое добавление в аэропорту будет стоить дороже, чем сделанное заранее на сайте компании — до регистрации на рейс. Во время онлайн-регистрации и после ее прохождения добавление онлайн, очевидно, невозможно (но можно отменить сделанную ранее онлайн-регистрацию, добавить багаж и затем пройти регистрацию повторно). При этом такая покупка покрывает только стандартное место в 23 килограмма. Любое превышение приведет к взиманию еще минимум 3000 рублей в аэропорту. Если вы купили дополнительно багаж, а затем решили лететь только с ручной кладью, то вернуть деньги за багаж можно (а вот вернуть разницу между багажным и безбагажным тарифами — нет). Кроме того, совместно летящие пассажиры не могут объединять норму купленного багажа с нормой багажа, изначально включенной в тариф.
В большинстве случаев пассажиру, желающему провезти багаж, будет дешевле сразу оформлять багажный тариф, а не добавлять сумки к безбагажному. Однако из этого правила будут и исключения — пассажирам стоит внимательно сравнивать тарифы и рассчитывать стоимость для каждого варианта. При этом участники элитных уровней «Аэрофлот Бонуса» и других программ лояльности альянса SkyTeam смогут провозить одно место сдаваемого багажа бесплатно даже на безбагажных тарифах.
Тариф «Лайт» заменил собой прежнюю тарифную группу «Бюджет». Среди прочего, это означает, что на маршрутах, где такая замена произошла, больше не будет невозвратных багажных тарифов. Любой билет, включающий багаж, можно будет сдать. В то же время любой безбагажный билет будет несдаваемым — даже если впоследствии пассажир купит к нему провоз багажа.
Вероятно, что норма «Аэрофлота» о бесплатном провозе горнолыжного инвентаря (а на некоторых линиях — и дайверского снаряжения) не будет действовать на безбагажных тарифах. Во всяком случае, именно такое решение типично для большинства компаний, имеющих безбагажные тарифы, но в то же время предлагающих бесплатных провоз лыж и сноубордов.
Ранее безбагажные тарифы ввели все остальные заметные российские и очень многие зарубежные перевозчики. «Аэрофлоту» в результате было несколько неудобно конкурировать с ними по цене, включая в то же время багаж в стоимость любого билета. При поиске билетов у агентов или на сайтах-агрегаторах «Аэрофлот» зачастую оказывался в конце списка, отсортированного по возрастанию цены билета.
Нововведение позволит «Аэрофлоту» несколько уменьшить минимальный тариф (лишив его включенного багажа) и тем самым лучше конкурировать с другими перевозчиками по ценовому параметру. В то же время, как показывает опыт практически любых авиакомпаний, появление безбагажных тарифов неизбежно ведет к повышению цены минимального багажного тарифа — и нередко такое повышение оказывается гораздо значительнее, чем снижение минимального тарифа. Иными словами, в среднем летать становится заметно дороже (хотя для отдельных пассажиров порой и дешевле).
Вступление «Аэрофлота» в гонку безбагажных тарифов серьезно изменит ценовую ситуацию как на внутренних маршрутах, так и на отдельных международных. Среди прочего, по крайней мере на многих внутренних линиях существует опасность возврата к напоминающей картельный сговор ситуации приблизительно 3-6-летней давности. Тогда, напомним, на большинстве внутренних маршрутов минимальные цены почти всех перевозчиков были идентичны вплоть до рубля (а ценовые движения «Аэрофлота» тут же в точности копировались всеми конкурентами). Ситуация изменилась три года назад, когда «Сибирь», а затем и многие другие компании стали предлагать безбагажные тарифы. В результате продукт у всех из одинакового стал разным, и цены тоже стали отличаться. Теперь, когда безбагажные тарифы будут у всех, существует риск возврата к похожей ситуации одинаково высоких тарифов, но уже не включающих багаж.