Мeждунaрoднaя oргaнизaция грaждaнскoй aвиaции (ИКAO) oпубликoвaлa рeкoмeндaции пo прoцeссу вoзoбнoвлeния нoрмaльнoй рaбoты aвиaoтрaсли в услoвияx эпидeмии кoрoнoвируснoй инфeкции и пo ee oкoнчaнии. Срeди рeкoмeндaции eсть нeмaлo тaкиx, кoтoрыe мoгут сущeствeннo измeнить и oслoжнить жизнь aвиaпaссaжирaм в ближaйшиe мeсяцы или гoды, сooбщaeт сoб.кoрр. Travel.ru.
Рeкoмeндaции ИКAO сaми пo сeбe нe являются oбязaтeльными, однако вполне могут быть приняты к исполнению теми или иными странами, авиакомпаниями или аэропортами. Часть из них уже внедрена в отдельных местах или целых странах за прошедшие с начала эпидемии месяцы.
Урезание ручной клади. Среди предлагаемых ИКАО мер одна из наиболее неприятных для пассажиров (и уже кое-где внедренная) — дальнейшие ограничения ручной клади и покупок в Duty Free. Уже целый ряд авиакомпаний (российских среди них пока нет) требуют, чтобы в багаж сдавалось всё, кроме небольших личных, дамских и компьютерных сумок. Меру эту в ИКАО объясняют примерно так же, как «Победа» свое стремление к минимизации ручной клади — мол, ее отсутствие позволяет пассажирам занимать и покидать свои места быстрее. Только «Победу» волновало сокращение времени оборота самолетов, а ИКАО считает, что чем меньше пассажиры толпятся в проходе, размещая ручную кладь и пакеты из Duty Free на полках, тем меньше у них шансов заразить друг друга ввиду слишком близкой дистанции.
Интересно, что эта мера полностью противоречит другому предложению ИКАО — о стимулировании онлайн-регистрации, которая становится бесполезной, если потом все равно нужно идти на стойку сдавать багаж. В целом совет о сокращении ручной клади в пользу сдачи багажа можно назвать откровенно вредным — у пассажиров куда больше шансов заразиться в длительных очередях на сдачу багажа и толпах на его получение, чем во время размещения его на полках в самолете.
Ограничения на доступ в туалеты. Другая рекомендация, которая вызовет массовое непонимание и пока, насколько известно, никем не внедренная — ограничения на посещение туалетов на борту. Прежде всего, предлагается по возможности выделить отдельный туалет для экипажа, если это не создает лишних очередей в остальных (в реальности это вероятно возможно только в отдельных широкофюзеляжных самолетах). Во-вторых, предлагается требовать от каждого пассажира посещать только определенный туалет — это вообще практически нереализуемо, да и нелогично.
При этом идея о выделенном туалете для экипажа противоречит другой рекомендации — о закреплении за каждым членом экипажа по возможности только определенной зоны салона, с целью минимизации контакта с иными пассажирами. Самим пассажирам предлагается по возможности сидеть в кресле, а не слоняться по проходу — что опять же нереализуемо на дальних рейсах и противоречит другим медицинским рекомендациям.
Сокращение питания и прочие меры на борту. Третья идея, которая мало кому понравится — о сокращении или полной ликвидации питания на коротких рейсах. Частично это уже применяется отдельными компаниями. Также рекомендуется, чтобы питание, если уж оно есть, подавалось в запечатанных упаковках — следование этому совету может привести к снижению качества питания. Хотя возможны и улучшения — например, некоторым российским перевозчикам стоило бы наконец внедрить предоставление запечатанных упаковок воды одновременно с едой.
Прочие предлагаемые для салонов самолетов меры включают равномерное распределение пассажиров по салону, изменение процесса посадки в самолет для исключения очередей и столпотворений, включение вентиляции салона до начала посадки пассажиров. Странным образом ИКАО обошла вниманием такой проблемный момент, как толпы в перронных автобусах, везущих пассажиров между терминалом и самолетом. Но возможно, что в ИКАО просто не в курсе безобразной российской привычки набивать в такие автобусы по сотне и более пассажиров.
Меры в терминалах. В терминалах пассажиры тоже могут столкнуться с рядом сложностей. Среди них — запрет на вход в аэропорт для встречающих и провожающих (правда, эту меру ИКАО считает необходимой только в крайних случаях), закрытие обычных кафе в пользу продажи еды «на вынос», запрет «шведских столов» в бизнес-залах, игровых площадок для детей, мест для работы за компьютером и курительных комнат. Многие из этих мер уже применяются в различных аэропортах в мире — но вероятно, будут отменены по мере снижения эпидемиологической опасности.
Прочие предложения включают стимулирование использования киосков самостоятельной регистрации и сдачи багажа (при условии их регулярной или автоматической дезинфекции), сканеров посадочных для самостоятельного прохода на контроль безопасности или посадку, размещение санитайзеров перед любой зоной с контактными поверхностями, разрешение проноса санитайзеров в емкостях свыше обычных 100 миллилитров
ИКАО также предлагает следить за процессом подготовки пассажиров к контролю безопасности, чтобы сократить число случаев срабатывания сканеров на забытые металлические или иные опасные предметы и тем самым уменьшить вероятность дополнительных проверок. При ручном досмотре вещей и самого пассажира инспекторам предлагается всякий раз надевать новые перчатки — совет, который давно игнорируется в российских и некоторых других аэропортах. Им также рекомендуется использовать ручные сканеры вместо физического контакта и исключить случаи контакта с пассажиром лицом к лицу. Довольно разумные рекомендации выданы для аэропортовых туалетов — в частности, о внедрении автоматических входных дверей (или их отсутствии), автоматических диспенсеров мыла и бумажных полотенец и сушилок.
Предлагается также стимулировать электронные заявления пассажиров вместо бумажных деклараций. В частности, имеются в виду онлайн-заявления об неприбытии багажа, электронные таможенные, иммиграционные и прочие декларации, заполняемые онлайн до вылета и прочее. Помимо этого, ИКАО упоминает уже привычные за последние месяцы решения в виде социального дистанцирования, ношения масок и тому подобного.
Вряд ли в какой-то стране можно будет найти сразу весь комплекс предлагаемых ИКАО мер, однако с немалой их частью придется столкнуться всем авиапутешественникам в ближайшие месяцы, а возможно и годы. Вероятно, что некоторые из этих мер и решений сохранятся в аэропортах на постоянной основе и после окончания эпидемии — остается надеяться, что это будет лишь наиболее технологичная и безобидная их часть.