Вeрxoвнaя Рaдa Укрaины пoлучилa новый был под устрашающим названием «О внесении изменений в Закон Украины «о туризме» с учетом определения понятия «альтернативные меры предоставления туристического продукта» и уточнения перечня существенных условий и формы договора на туристические услуги». Согласно сопроводительной информации, его инициаторами выступили депутаты Владимир Мисик и Артур Палатный, и предложенные поправки в законодательство, которые уже работают в шести комитетах. Это место, где вы будете решать в каком виде документ будет получить их голоса, и до него вообще до этого момента.
Что предложенные изменения? Во-первых, законодатели хотят определиться с терминологией и более четко описать, что альтернативные меры по предоставлению туристического продукта. Второе предложение-форма типового договора на туристическое обслуживание, которые, по мнению авторов законопроекта, должны быть идентичны и являются общедоступными (за исключением, если характер деятельности туроператора указано иное). В новой форме вам предлагается сделать полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) туроператора/турагента, сведения для туристов и других клиентов. В случае заключения договора с турагентом предлагает сказать, что Подрядчик, который предоставляет туристические туристических продуктов и услуг является организатором поездки. Договор нужно быть прописаны права, обязанности и ответственность сторон, а также изменить условия и разрывом договорных отношений.
Еще один фактор риска относится к обстоятельствам, при которых оператор может предоставлять альтернативные услуги. Документ предлагает оставить операторам возможность делать это только в случае, когда он не в состоянии обеспечить значительную часть туристского продукта по объективным причинам. Что может быть причиной, не уточняется. В случае предоставления туристских услуг невозможно по субъективным причинам, альтернативы являются незаконными. Покупатель имеет право отказаться от договора на оказание туристических услуг и требовать от туроператора возмещения убытков и морального (неимущественного) вреда. К субъективным причинам, предлагается включить в порядок предоставления работников организатора поездки, поздно оплаты туроператором услуг иностранному партнеру, отмену Чартерного рейса в сочетании с низким уровнем нагрузки и т. д.
Такая поправка очень настораживает, как можно больше, чтобы защитить туристов и оставляет меньше отверстий для перемещения туроператоров. На самом деле, в последние годы часто происходит оптимизация полетных программ и, как следствие, — изменение даты вылета, иногда очень значительные. Туристы должны соглашаться на альтернативы. Если эта поправка проходит, то туристов будет еще больше оснований подать в суд на туроператора в суд. И с серьезными шансами на положительное решение. Туроператоры, с другой стороны, это изменение в законе должно заставить их более внимательно рассмотреть свою программу полетов и цен во избежание лишних перевозок в высокий сезон.
К сожалению, в проекте не нашлось места для других актуальных проблем рынка. Например, в отношении развития механизмов защиты туристов от неудач туристических агентств. Хотя, как это неоднократно случалось и раньше, такие законодательные инициативы могут годами ждать заказ, и в конце концов, чтобы просто остаться на бумаге.