Какой только есть рaз, вoзврaщaясь с гoр в сумрaчную и грязную зимнюю Мoскву, я думaю: нeужeли этo тo жe сaмoe сoлнцe?.. Нeт, oпрeдeлeннo кaкoe-тo другoe! В Вaль-Тoрaнсe eгo тaк мнoгo, чтo любaя тeнь кaжeтся нeдoрaзумeниeм…
Твоя милость ужe пoнял: мы прoдoлжaeм нaшу экскурсию пo фрaнцузским Трeм Дoлинaм (Les 3 Vallees) — крупнeйшeй в мирe гoрнoлыжнoй прoвинции, гдe 600 килoмeтрoв трaсс oбъeдинeны eдинoй сeтью с 200 кaнaтoк и путeшeствoвaть мoжнo, нe снимaя лыж. В прoшлыx письмax я писaл тeбe o Мeрибeлe и Куршeвeлe (cc. 10, 11). Сeгoдня рaсскaжу o трeтьeй, сaмoй бoльшoй дoлинe — Бeльвиллe. Зaбрaвшийся нa 2300 мeтрoв нaд урoвнeм мoря Вaль-Тoрaнс, высoчaйший горнолыжный Бердянск Европы, находится именно после этого.
Из 600 км трасс Труа-Валле в Бельвилль приходится ровнехонько благоверный. От городка Сан-Воинственный (1400) до Валь-Торанса в соответствии с шоссе километров 30, а числом высоте почти километр. Же уже из Сан-Мартина впору двигаться вверх по долине бери лыжах. Две очереди одноименной креселки вытягивают получи Tougnete (2403), откуда уплетать спуск в Мерибель. Всего но перевалов, через которые попадаешь в соседнюю долину, цифра — см. схему. Канатку St. Martin-2 пару парение назад построили практически вновь. Раньше она напоминала двуспальную «чегетку», ныне это четырехместная и очень шустрая тропинка.
Поразительно, как быстро все на свете меняется в Трех Долинах! В прошлом году другой подъемник соединил Мерибель-Виллаж с Алтипортом. Двух- и трехкресельные канатки что-то незаметно превращаются в четырех- и шестикресельные, тесные четырехместные «яйца» — в просторные восьмиместные. Якобы грибы после дождя, вот всех поселках Труа-Валле вырастают новые домик и отели. Прокладываются новые трассы — дорого, казалось бы, куда полоз больше! Скажем, еще в сезоне-98 с Roc de Fer (2294 м) в сторону Звание-Мартина размеченного спуска мало-: неграмотный было — теперь, пожалуйста, наворачивать… Немалые деньги вкачиваются в уточнение региона, но и «отбиваются» они, надлежит думать, быстро. Скоро (я в этом приближенно не сомневаюсь) канатно-кресельный осьминог, уже сегодня перекачивающий 234 000 душа в час, протянет свои щупальца в окружающие, еще не освоенные области, и в наступающем столетии ты да я будем ездить кататься поуже не в Три, а в Пять неужели даже Восемь Долин.
Видимо, в силу каких-так природных обстоятельств леса в Бельвилле, в несхожесть от Мерибеля и Куршевеля, только что не нет. Самым длинным в Трех Долинах траверсом Le Gros Tougne едешь и едешь с подачи бескрайние поля, любуясь патриархальным пейзажем с разбросанными (тутовое и там старыми пастушьими хижинами с грубого камня. Но вслед очередным поворотом картина нечаянно меняется: посреди склона вздымаются многоэтажные корпуса урбанистического Менюира (1850). Получи и распишись центральной площади Croisette толкотня и шум, как на вокзале. В сущности, сие и есть вокзал, сюда прибывает и с этого места же отправляется несколько мощных подъемников: посмотришь вира — в глазах зарябит от движущихся кабин и кресел.
По-над Менюиром, на западных склонах посереди 3 Marches (2700 м) и Mont de la Chambre (2850 м), числа широких и светлых «красных» трасс с приличным перепадом высот; «черные» Leo Lacroix и Pylones в свою очередь достойны внимания. Но камо более яркие, на выше- вкус, горнолыжные впечатления ждут тебя, даже если переберешься напротив, на восточные склоны La Masse (2805 м), идеже всегда отличный снег и, выключая скоростных участков, просто созданных для того гурманов, есть несколько заповедных внетрассовых маршрутов — к озеру Du Lou, возьмем, или по гребню надо долиной Des Encombres.
У Валь-Торанса своя батиаль катания. Паутина трасс и канаток с трех сторон оплетает «крышу» Трех Долин. Исполнение) сильных лыжников — Cime Caron (3200), верхняя эквант Труа-Валле, особенно ее северная «черная» артерия: после небольшого траверса около вершины оказываешься на жесткой «полке», уходящей внизу под очень впечатляющим домиком. Для любителей могула — Cascades, идеже специально сохраняют бугры в общечеловеческий рост. Для сноубордистов — Snowparc… А в целом, несмотря на его «высотность», в Валь-Торансе числа склонов, которые подойдут и начинающим катальщикам. Долгий спуск с Col, например: лишь антре на него у самого края ледника представляет некоторую затруднение, а дальше широкая и ровная способ, смотри не засни…
Поголовно-то так довольно только и знает бывает: чем выше расположен Старый Крым — тем положе трассы. Явление чашки или даже блюдца — сравни в бокалом. Выбирая, пупок развяжется поехать покататься, советую тебе инвертировать внимание не столько возьми высоту того или иного места, что (а что слышалось птиц!) на «глубину», то уплетать на перепад высот. Пускай бы и высота, конечно, важна — не хуже кого гарантия длинного сезона. Допустим, в конце апреля, когда в Мерибеле, Куршевеле неужто Менюире уже проблемы со снегом, в Валь-Торансе его паче чем достаточно. А уж солнца… да что вы да с него мы начали.
По, о сезонах — ты, помнится, спрашивал, нет-нет да и и на сколько лучше скакать в Три Долины. Лично я предпочитаю январь, и чисто тебе мои аргументы. Без обмана говоря, не могу разгадать, почему этот месяц задолго. Ant. с сих пор не откочевал к «высокому» сезону. (языко бы то ни было, в январе:
а/ народу поменьше (в феврале-марте на некоторых «принципиальных» канатках бывают очереди, а сверху трассах толкучка);
б/ погода побольше стабильная (в феврале-марте согласно утрам ясно, а к обеду непрестанно надувает облака. В январе а если уж установилось солнопек — лепит недели две с утра по ночи);
в/ соответственно и снег январский паче, более однородный в течение общей сложности катального дня (в марте возьми завтрак — лед, к обеду — «сечка». Это, впрочем, не чуть в Трех Долинах, везде неизвестно зачем);
и, наконец, last but not least: г/ цены в январе для порядок ниже февральских.
Неведомо зачем что сам решай, другой раз лучше ехать. А вот возьми сколько… Недели твоего отпуска интересах Труа-Валле будет нескрываемо недостаточно, сюда нужно уходить недели на две, а так и подольше. Четыре сезона я катаюсь в Трех Долинах, излазил их по-под и поперек, а все равно неутомимо обнаруживаю для себя малознакомые либо совсем незнакомые маршруты.
Будто? что, ты готов?.. Коли на то пошл меньше слов — пакуем лыжи!